ОБУЧЕНИЕ, КАК ВНУТРЕННИЙ ПРОЕКТ
"Самая большая проблема человечества - жизнь идет отдельно, а работа отдельно".
Два наиболее перспективных направления - электронное обучение и непрерывное образование, в государственных учебных заведениях в России приживаются плохо. Успешные университеты набирают очки благодаря сильным студентам дневных отделений, менее популярные вузы не располагают средствами, чтобы освоить новые форматы. Поэтому оба актуальных тренда развиваются на рынке негосударственного образования естественным образом, отвечая на запрос потребителя.
Образование на протяжении всей жизни, необходимость которого диктует быстрая смена технологий, для многих людей процесс вынужденный. В некоторых профессиях для того, чтобы остаться на прежнем рабочем месте, как в сказке Льюиса Кэрролла, надо быстро бежать. В противном случае ты теряешь высокую квалификацию и востребованность на рынке труда.
С другой стороны, мы и так постоянно чему-то учимся, осваиваем новые навыки, и эта история длится не первое столетие, пусть и в менее узких кругах. Конечно, сегодня путь к достижению желанной цели стал короче, инструменты – проще, и многие вещи, как и положено образовательным дисциплинам, получили свое название – личностный рост, например.
Жизнь и конкуренция подсказывают, что академические знания, полученные в университете, вовсе не гарантируют интересную работу или карьерный рост, работодатели на первое место ставят совсем иные требования. Такие, как креативность, способность работать в команде и решать проблемы в стрессовой ситуации, например. И самый очевидный путь для получения недостающих навыков – соотвествующие курсы в интернете.
Чему и каким образом предпочитают учиться взрослые россияне Радио Свобода рассказали генеральный директоро Центра eLearning Елена Тихомирова, сооснователь онлайн-академии Zillion Артем Полянский и бизнес-тренерАлександр Шумилин.
Как включить мозг
Александр Шумилин,бизнес-тренер:
- Любое обучение и развитие – это изменения. Есть люди, которые, закончив институт, так и замерли. Их тела растут, но мозг не меняется. И деятельность, которой они занимаются, не меняется. Таким людям обучение и развитие не нужно.
Иногда человек движется, но это очень медленное движение. И оно, в основном, вынужденное из-за того, что меняется мир вокруг. В школе и в институте нас никогда не учили учиться, а учили ради процесса, ради того, чтобы мы знали, как решить какую-то задачу, неважно - встретиться она в действительности или нет. Именно поэтому в жизни большинства людей обучение – отдельно, а жизнь – отдельно. Но мы живем для того, чтобы испытывать какое-то счастье. И все, что делаем – ищем инструменты достижения этого счастья. Самая большая проблема человечества, я считаю, что жизнь идет отдельно, а работа отдельно.
их тела растут, но мозг не меняется
Когда я как коуч общаюсь с клиентом, я абсолютно нейтрален и пуст в себе. Просто задаю вопросы, и человек, чтобы ответить, включает мозг. Коуч ничего не знает и ни за что не отвечает. Это отличная позиция. Единственное, за что отвечает коуч – за то, чтобы задать следующий, самый правильный вопрос, который будет развивать клиента. Клиент начинает думать, анализировать. Коуч с разных сторон подсвечивает, показывает его жизнь, его желания, куда ты хочешь, куда не хочешь, а почему ты хочешь именно так.
Одна из основных проблем большинства людей, которые предпринимателями не стали, заключается в том, что как только человек начинает чем-то делиться в надежде получить обратную связь и как-то идею подразвить, он тут же слышит огромное количество негатива. Соответственно, задача коуча как раз и заключается в том, чтобы не заниматься критикой, но и не заниматься поддержкой. А развить человека, прояснить его мысли по этому поводу, задавая правильные вопросы, с разных сторон отражая ситуацию. Он сам должен понять – а зачем я все это делаю?
Я бы всех людей, которые так или иначе проходят обучение, разделил на три категории. Первая – у меня есть какая-то проблема, и мне ее прямо сейчас надо решить. Соответственно, я нахожу подходящий инструмент – тренинг, дистанционные курсы, книги и т. д. Вторая категория – это как раз пласт осознанных людей, которые понимают, что завтра я хочу оказаться здесь. А для того, чтобы мне оказаться здесь, мне нужно это, это и это. И я постепенно это набираю. Этот пласт поменьше. И третий, самый большой – это жертвы рекламы. Когда я зашел, увидел красивую зазывалку, перешел и понял, что именно это мне и нужно.
А правильно я понял?
Елена Тихомирова, генеральный директор Центра eLearning:
- Электронного обучения в чистом виде не существует. Просто потому, что человек не может учиться в изоляции, это невозможно с точки зрения нейрофизиологии. Есть такой феномен: человек, когда учится, думает про других. Когда я читаю книжку, профессиональную, то невольно пытаюсь придумать, кому бы я могла рассказать про нее или продать пришедшую по ходу идею. Это особенность того, как человек усваивает информацию.
Обучение в любом случае должно быть максимально живым. Хорошее электронное обучение не только мультимедийное по формату текста, видео, аудио, а именно "медиа". Для обучения взрослого человека невероятно важно ответить на вопрос – а правильно ли я понял? Если человек спросил об этом, то ставим пятерку тренеру, потому что пошел процесс размышления. Могу ли я это использовать? И где? В обычном электронном обучении этот вопрос задать некому. То есть человек посмотрел курс и остался с этим вопросом навсегда. Обязательно нужна коммуникация, неважно в каком формате, без коммуникации человек не учится.
Обучение – это процесс. Хотя многие люди воспринимают обучение как событие законченного свойства. На самом деле, история про обучение в течение всей жизни развивается именно потому, что человеку, чтобы добиться каких-то результатов, нужно сделать несколько шагов. Но в очном формате для взрослого человека это почти невозможно, особенно если он по найму работает.
я обожаю учиться, но терпеть не могу, когда меня учат
Мотивация к обучению – самый тяжелый вопрос. Человека же нельзя научить. Интересный феномен. Можно только научиться! Есть прекрасная фраза Уинстона Черчилля: "Я обожаю учиться, но терпеть не могу, когда меня учат". На самом деле, она определяет абсолютно все про обучение. Важно, чтобы человек пришел сам. Какой-то бы портал не был, задача организатора – подвести человека к тому, чтобы он сам понял, что это ему нужно. Зачем нужен тест? Затем, чтобы я задумалась. На самом деле, неважно, что я отвечу. Намного важнее, что у меня внутри пошел какой-то процесс.
Есть такая штука, которая называется "педагогический дизайн". Там давным-давно написали все шаги, которые нужно проделать, чтобы понять, что хочет заказчик или клиент, для того чтобы на выходе получился классный продукт. Сначала собираем информацию, а потом анализируем. Правда, в этом процессе не была учтена одна очень важная деталь - заказчик должен знать ответы на эти вопросы. И сложность заключается чаще всего в том, что цель звучит следующим образом – "их надо научить, потому что они не знают". И эта цель очень конкретная, с одной стороны. Против нее возражать трудно – научить, потому что не знают. Основная проблема внутрикорпоративного обучения – очень низкий уровень анализа задач, как правило. Я вообще считаю, что одну книжку по коучингу должен прочитать каждый человек, в не зависимости от того, чем он занимается, чтобы понимать, как задавать правильные вопросы самому себе, в первую очередь.
Надо сказать, что люди плохо видят причинно-следственную связь при отдалении одного события от другого. Это самая большая проблема про обучение – вот я сегодня позанималась, а завтра должность начальника не получила, получила только через два года. Проблема в том, что многие учиться не умеют и воспринимают обучение, как событийную историю, как нагрузку. Хотя на самом деле, если приучить себя учиться, это невероятно приятная история.
По возрасту нет ограничений, до каких лет следует учиться. Однако есть другая трудность. Если последний раз человек с обучением сталкивался 20 лет назад в университете, то шансы, что он через 20 лет сможет учиться, стремятся к нулю. А то, что люди учиться не любят – здесь уже лень срабатывает. Как только мозг сообщает – это очень тяжело, в обратную сторону будет сигнал – ой, а ну его! Просто нужно прививать культуру, что учиться – это правильно, это классно, не напряжно.
Внутри контекса
Артем Полянский, сооснователь онлайн-академии Zillion:
- По сути, мы являемся пионерами онлайн обучения для взрослых. И начинали, ориентируясь на определенный сегмент рынка, с развития профессиональных навыков. Но сейчас запускается совершенно новый формат, в первую очередь нацеленный на личностный рост. И он как раз связан с непрерывным обучением на протяжении всей жизни. Скажем, человек проходит 7 ступеней, где есть и профессиональные навыки, и английский язык, и правовое поле. Ко всему этому мы сейчас добавляем также наставника в онлайн, с которым можно постоянно коммуницировать. И он будет формировать индивидуальную траекторию развития.
Несколько лет назад были очень популярны роботезированные советники по инвестиционной деятельности, по персональным финансам и т. д. Однако тренд последнего года - платформы с личными персональными советниками. Сейчас даже есть узко сегментированные проекты, скажем, финансовые советники для домохозяек. В любое время домохозяйка может позвонить своему консультанту, и он ей расскажет, что нужно делать в данный момент.
тренд последнего года - платформы с персональными советниками
Второй новый для нас формат - квесты. Например, выходит некая книга, и Никита Непряхин озвучивает квест про тактики убеждения. Люди, проходя этот квест, приобретают дополнительно электронную книгу в качестве бонуса. Потому что за 30 минут ты осваиваешь определенный навык и получаешь различные сценарии взаимодействия. Начинаешь понимать, что ты сделал неправильно, а что – верно. И это подсказал тебе квест.
Выбор образовательной траектории взрослого человека зависит от того, как ты уже состоялся в жизни. Как понимаешь свои задачи, цели по личностному развитию, профессиональному. В то же время есть еще обучение внутри контекста, когда человек сталкивается с конкретной проблемой.
Недавно мой партнер Дима Грин в "Фейсбуке" выложил отзыв одного из наших слушателей: "Зачем учиться в Zillion? Для того чтобы покупать еду в "Глобус Гурмэ" и в выходные летать в Лондон". Это один из простых примеров, что людей мотивирует на обучение. Суть в том, что у каждого есть свои цели, задачи. Если человек не определился с целями, то он, скорей всего, и не научится ничему. Или человек вдруг понимает, что что-то не так, есть дискомфорт. Начинает искать, начинает учиться сначала по постановке цели. Потом решает, что ему нужно для реализации этих целей и продолжает обучение. Это как раз и является по сути мотивацией, по крайней мере, взрослого человека, который осознанно выбирает какой-то курс, покупает его. Но чаще всего мы сталкиваемся с обучением, когда нужно реализовать свой внутренний проект.
Комментарии
Отправить комментарий