САМОСОВЕРШЕНСТОВАНИЕ с христанской точки-зрении

Самосовершенствование

20 августа 2016

Нужен ли Бог для развития человека?
Яков Кротов: У нас в студии два выдающихся психолога - отец Евгений Пискарёв и Владимир Леви, автор книг "Искусство быть собой" и "Искусство быть другим". Сегодня мы поговорим о самосовершенствовании. Когда я читаю статьи отца Евгения и выступления в интернете Владимира Львовича, мне кажется, что искусство быть собой - это искусство быть совершенным. Это не искусство быть ленивым, глупым, алчным, быть карьеристом. Это искусство быть святым, совершенным, как сказано в Евангелии, «как совершенен Отец ваш небесный».
С какого момента человек готов к тому, чтобы самосовершенствоваться? Понятно, что есть период детства, когда человека совершенствует родитель: мать обеспечивает физическое кормление, а отец воспитывает - дает подзатыльники, ставит на колени в угол, ругает, то есть делает все то, что входит в понятие воспитания. Так, Владимир Львович?
Владимир Леви: Человек готов к самосовершенствованию с момента зачатия.
Яков Кротов: Готов или способен?
Владимир Леви: Способен и готов. Это и происходит - происходит рост, развитие. А «совершенствование» и «развитие» - это почти синонимы.
Яков Кротов: Для человека?
Человек готов к самосовершенствованию с момента зачатия
Владимир Леви: Для человека, но, наверное, не только для него. Может быть, в какой-то степени и для собаки. Собака тоже на это способна.
Яков Кротов: Я напрягаюсь, когда человека помещают в одну лузу с собакой, потому что знаю многих, кто любит собак больше, чем людей, объясняя, что «собака меня любит, а люди – нет: посмотрите, как на меня смотрит собака, как она подпрыгивает, как виляет хвостом». И в этот момент мне хочется вступиться за человека. Ну, нет у меня хвоста, чтобы им вилять, но я не думаю, что совершенство заключается в том, чтобы глаза горели любовью.
И в этом смысле пример - наш Господь. Я даже не говорю о Боге Творце мира, невидимом и непостижимом! Но Господь Иисус, вся его жизнь... Он не скакал вокруг апостолов. Это был человек очень самодостаточный и часто резкий. Он любил людей?
Владимир Леви: По-моему, вопрос излишен - конечно!
Яков Кротов: Подражая ему, можно идти к совершенству и при этом не искать такого собачьего визга и восторга?
Владимир Леви: О собачьем визге речи нет.
Яков Кротов: Чем человек отличается от собаки в смысле духовного роста?
Владимир Леви: У человека рост духовный, а у собаки, наверное, психофизиологический. Это просто разные уровни. Хотя я не уверен в этом. Смотришь на иных собак, и кажется, что в них уже есть человек.
Яков Кротов: «Когда кажется – перекрестись», - говорит народная православная мудрость. Но собаку нужно бить. И любой кинолог, объясняя основы воспитания собак, включает силовые методы - жесткий ошейник, окрик - в число нормальных методов воспитания. А по отношению к человеку?
Смотришь на иных собак, и кажется, что в них уже есть человек
Владимир Леви: Битье, жесткий ошейник и окрик - это все-таки разные вещи. Есть принуждение, есть насилие в разных формах, и есть битье. Битье - это уже нечто иное, хотя оно и может быть средством насилия, и средством принуждения.
Яков Кротов: Я об этом заговорил, потому что в последнее время пошла полемика в связи с поправкой в российское законодательство. Было запрещено физическое насилие над детьми. И представители некоторых религиозных православных организаций выступили с критикой, что в Библии про это есть – «премудрость отрока на его спине». Это есть в православной традиции, в Домострое, как это есть и в иудейской традиции. Так что где-то здесь надо проводить черту.
А что такое, собственно, насилие? Дать ребенку подзатыльник, шлепок или не давать, а крикнуть… Крик - это насилие?
Владимир Леви: Крик может быть насилием. Более того, крик может быть гораздо страшнее для ребенка, чем битье. Но, опять же - смотря какой крик.
Словом можно стукнуть гораздо сильнее, чем кулаком
Евгений Пискарёв: Словом можно стукнуть гораздо сильнее, чем кулаком.
Яков Кротов: Можно или нужно? Допустим ли крик, и допустимо ли психологическое насилие в воспитании ребенка?
Владимир Леви: Нужно проводить грань между разными степенями принуждения и насилием как таковым. Конечно, все зависит от того, что вы вкладываете в это понятие – «насилие». Вы берете маленького ребенка на руки. Он кричит, сопротивляется, у него истерика, он ничего не понимает, но вы берете его на руки. Скажем, отталкиваете его от электрической розетки, куда он лезет пальчиком. Это насилие? Насилие.
Яков Кротов: Это проявление моей глупости и неблагоразумности.
Владимир Леви: Почему?
Яков Кротов: Я должен был купить в магазине затычки для розетки.
Владимир Леви: От всех опасностей ребенка не убережешь. Он может полезть в открытое окно и так далее.
Яков Кротов: Может потеряться в храме, как Господь Иисус.
Владимир Леви: Да, пока ребенок в основных вещах не вошел в сознание, сравнимое с сознанием взрослого человека, приходится принять те или иные формы принуждения, манипуляции. Психологическое насилие может быть тонким, незаметным, но это насилие.
Яков Кротов: А может ребенок заниматься самосовершенствованием?
Владимир Леви: Это зависит от того, что мы вкладываем в понятие «самосовершенствование».
Яков Кротов: Может и должен ли ребенок стараться быть самим собой?
Нужно проводить грань между разными степенями принуждения и насилием как таковым
Владимир Леви: Если ребенок старается запомнить какой-то стих, который ему не давался, если он выводит букву, которая ему не давалась, если он старается преодолеть свое собственное сопротивление материала, что-то делает, выпиливает, вырисовывает, то это уже самосовершенствование. Все, что ребенок старается делать, чтобы расти, развиваться, все, что в нем происходит, - это уже самосовершенствование. Хотя сознания того, что «вот я занимаюсь самосовершенствованием», у него в этот момент нет. Но он старается. Он старается быть похожим на взрослого.
Я смотрю на своих детей. Старшему хочется стукнуть меньшего. И я вижу, что у него возникло стремление сдержаться, воздержаться от этого. А ему трудно. Это самосовершенствование. Еще великий Корчак писал, что взрослые не замечают, сколько каждодневного труда, роста и развития (читай – самосовершенствования) производит ребенок почти каждое мгновение своей сознательной жизни. Хотя при этом, конечно, бывают и выпадения, и откаты куда-то назад, и даже опасное состояние. Но все равно в нем происходит этот душевный, интеллектуальный рост. И у большинства детей есть стремление к этому росту, если они правильно поощряются.
Яков Кротов: Мы многое знаем о детстве отца Александра Меня из записок его тетки Веры Яковлевны Василевской, хорошего, очень наблюдательного педагога. Она вела дневник о том, как он родился, развивался. И она пишет, что он как бы появился на свет готовым, в отличие от своего брата. Он в каком-то смысле не развивался. Она описывает, каким он был в 5 или 7 лет, а мы читаем и видим его, каким он был и в 30, и в 40, и в 55, когда его убили. Это уникальный случай?
Все, что ребенок старается делать, чтобы расти, развиваться, - это уже самосовершенствование
Владимир Леви: Это не совсем уникальный случай. Я бы сказал - образцовый. Это показатель того, что заключено почти в каждом здоровом, физически и душевно полноценном ребенке, да даже и в больном ребенке. Это просто очень яркое проявление тенденции - так же, как и в Христе.
Яков Кротов: Отец Евгений, вы часто имели дело с подростками, почти еще детьми, которые пошли на суицид. Для них это тоже было частью самосовершенствования - пойти на смерть? Или это срыв?
Евгений Пискарёв: Срыв - это один из вариантов.
Яков Кротов: Родители могут тут сыграть роль?
Евгений Пискарёв: Конечно!
В случае отца Александра - вот он был таким. Есть и другие случаи, когда он и не такой с самого начала. А вот какой - даже трудно сказать. Иногда я прихожу к выводу, что часто люди никакие, это скорее имитация, притязание быть кем-то.
Яков Кротов: А в чем тогда разница между самосовершенствованием и притязанием быть тем, кем ты не являешься? Как человеку определить: я в состоянии прелести, говоря сухим православным языком, или я дело делаю?
Где подлинное бытие? Часто его и в храме нет
Евгений Пискарёв: Это вопрос тонкий, духовный, который вроде бы детям задавать неуместно, но, с другой стороны, есть детское искреннее чувство правды, которое во многом утратили взрослые, погруженные в этот мир, где приходится рекламировать себя, быть участником каких-то акций, демонстраций, чего-то имитационного. А где это подлинное бытие? Часто его и в храме нет.
Яков Кротов: Владимир Львович, вы согласны, что взрослому человеку в современном мире трудно самосовершенствоваться, потому что нужно подлаживаться под среду, делать карьеру, жить в коллективе, в семье? Самосовершенствование соединимо с этим?
Владимир Леви: Самосовершенствование в христианском духе с этим очень сложно соединимо. Жизнь в современном обществе требует от человека самосовершенствования с обратным знаком.
Евгений Пискарёв: Скорее, адаптации.
Владимир Леви: Да. Хотя место добру, какому-то росту понимания и душевности всегда остается почти на всех социальных должностях, функциях и ролях.
Яков Кротов: Как говорят о Боге многие люди, недоброжелательно настроенные по отношению к религии? Бог - это такой Карлсон, детская фантазия, проекция. В сущности, это способ разобраться с отцом. Иногда - разобраться, иногда - наоборот, заменить отца реального отцом идеальным - Бог как норма, Бог как законодатель. Это термин, который можно найти в катехизисе. И чем больше человеческий коллектив, тем важнее для них Бог как собрание некоторых норм. И тогда самосовершенствование заключается в том, чтобы изучить закон, жить по закону и при этом еще потихонечку получать удовольствие. Это самосовершенствование? Это разве не искажение Бога, каков он есть на самом деле?
Жизнь в современном обществе требует от человека самосовершенствования с обратным знаком
Владимир Леви: Я для себя всегда подвергал критическому анализу само понятие «самосовершенствование». С позиции обычного человека, который пытается критически мыслить: а, собственно, на фига это самосовершенствование? Ради чего?
Яков Кротов: Чтобы быть собой.
Владимир Леви: А что значит - быть собой? Зачем быть собой? Для чего? За этим самым самосовершенствованием должно быть что-то. А зачем, ради чего?
Что такое самосовершенствование? Это какой-то почти пустой звук. С позиции моего 12-летнего сына - а это зачем, какое удовольствие это мне даст? Кому оно нужно, мое самосовершенство?
Яков Кротов: Первый ответ я сразу могу предложить. Для девушки.
Владимир Леви
Владимир Леви
Владимир Леви: Да мало ли, что ей там захочется…
Яков Кротов: На все готов, лишь бы она обратила на меня внимание.
Владимир Леви: Ну, тогда это не самосовершенствование, а…
Евгений Пискарёв: Привлечение внимания. Манипуляция.
Владимир Леви: Тогда это адаптация, манипуляция, достижение каких-то там целей. Этот нечто корыстное.
Если я так занят совершенствованием, то общество может меня отторгнуть
Евгений Пискарёв: Есть самосовершенствование, а есть совершенствование таланта, который дал мне Бог. Как отделить одно от другого? Наконец, есть совершенствование развития, а есть адаптация. Если я так занят совершенствованием, то общество может меня отторгнуть. И мое совершенствование в каком-то смысле может быть прекращено.
Яков Кротов: Нет от мира сего, но зато совершенный.
Владимир Леви: Вот музыкант обязан совершенствоваться в своем искусстве. Иначе что это за музыкант, художник, да и любой ремесленник?! Достигается определенный уровень мастерства, понимания в каком-то частном деле.
Евгений Пискарёв: Но мастерство может стать самоцелью - вот опасность.
Владимир Леви: Совершенно верно. А если перед нами великий мастер-пианист? Он хорошо играет. Он исходит из собственных критериев. Я знаком с одним таким (не буду его называть). Я его спрашиваю: "Что ты сейчас делаешь?" "Стараюсь играть лучше". Вот и все. И чем больше он старается играть лучше, тем больше это дает людям.
Вторая причина для самосовершенствования - брезгливость. Я не хочу не быть собой!
Яков Кротов: Вторая причина для самосовершенствования - брезгливость. Я не хочу не быть собой! Я хочу быть собой, но если я ложусь за полночь, а встаю за полдень, то это не я, а во мне какой-то диванный бес. Я хочу быть собой.
Владимир Леви: Отец Яков, а почему нужно быть собой? А может быть, я, такой, какой я есть, совсем не устраиваю ни себя, ни даже Господа Бога? Может быть, я родился плохим, во мне много каких-то отвратительных инстинктов? Мало ли, какие пороки мне присущи… Почему это я должен быть именно собой? Кому это надо? Ради искусства как раз человек не должен быть собой. Он должен отрешиться от себя. «Отвергни себя»…
Евгений Пискарёв: Это возможность состояться в духовном плане. И, вообще, в совершенствовании все-таки ключевая часть - "со". А "само" и "со" как-то антагонистичны.
Владимир Леви: "Пока не требует поэта//К священной жертве Аполлон"...
Яков Кротов: Это язычество.
Владимир Леви: Понятно, что это не только Аполлон. "И меж детей ничтожных мира,//Быть может, всех ничтожней он". Как раз в этих строках выражено пренебрежение к тому, что ты есть, пока ты не включаешься в какую-то большую для тебя цель, пока тебя не забирает что-то выше.
«Самосовершенствование» - это очень широкое и многозначное, применимое ко всему понятие. Давайте не будем его абсолютизировать. Я предлагаю рассматривать конкретно. Самосовершенствоваться в искусстве - это одно. Самосовершенствоваться, возрастать в своем понимании ближнего своего - это другое.
Яков Кротов: «Искусство быть собой». Я же все-таки говорю с автором этой книги.
Искусство быть собой - это искусство быть другим собой, искусство быть разным собой, искусство выбирать себя из возможных себя
Владимир Леви: Искусство быть собой - это искусство быть другим собой, искусство быть разным собой, искусство выбирать себя из возможных себя.
Яков Кротов: Означает ли это, что, воспитывая ребенка, мы невольно или вольно его как бы обрезаем, как французский сад, делаем дерево в виде куба или в виде треугольника, или шара? И взрослому человеку, условно говоря, совершеннолетнему, нужно заново вырастить себя самого, освободившись от тех ограничений, которые наложила родительская любовь?
Владимир Леви: Да, но не всегда.
Яков Кротов: Мне казалось, что у вас в книжках очень часто проскакивает такой трагический момент в воспоминании об отце, который между вами и Отцом Небесным просто как баррикада.
Владимир Леви: У меня с моим папой очень долго были сложные отношения, но это отнюдь не уникальный случай. Бывают разные отцы и разные мамы. Я в своей практике чаще вижу роковое или тяжело влияние скорее не отцов, а матерей. Хотя и от тех, и от других хватает…
Проблемы с родителями есть всегда
Евгений Пискарёв: Проблемы с родителями есть всегда. Человек, находящийся в критической ситуации, оказался один. Ему не с кем было поделиться. В конце концов, он не находит ничего лучше, чем обратиться на сайт самоубийц. И в этом смысле эта критическая ситуация тоже развивается. Только не ради Бога! Вот в чем вся штука.
Яков Кротов: Насколько для саморазвития, для совершенствования нужен высший идеал? Религия ведь может оказаться бревном на пути к совершенствованию, хотя она к нему и призывает, а может оказаться чем-то позитивным. В какой момент вера, религиозность и набожность оборачиваются против человека?
Владимир Леви: По моим наблюдениям, это зависит конкретно от того, с кем человек общается под крылом веры или под видом веры, даже от конкретного священника, от среды. Какая-нибудь злая бабка на службе может напортить человеку…
Яков Кротов: А это не марксизм, опрокинутый в религию? У Маркса бытие определяет сознание, а у вас выходит, что религиозная атмосфера определяет религиозное сознание.
Владимир Леви: Да, хотя есть люди, которые сами... Дальше. Удается ли ему в этой среде удержать эту цель или не удается.
Яков Кротов: В самосовершенствование может входить понятие самоизоляции (пустыня)?
Владимир Леви: Иногда, конечно, требуется уединение.
Люди рядом, но не вместе. В Москве много людей, а что, есть резонанс?
Евгений Пискарёв: Один из вариантов.
Яков Кротов: Как Моисей в пустыню...
Владимир Леви: Конечно.
Евгений Пискарёв: Чтобы почувствовать себя.
Владимир Леви: Не постоянное уединение, но в какие-то периоды, моменты - да. Может быть, это уединение и в толпе, и среди шума.
Евгений Пискарёв: И это может быть. Люди рядом, но не вместе. В Москве много людей, а что, есть резонанс?
Владимир Леви: Есть люди, которым медитировать, молиться, входить в общение со своим духовным началом удается только с самими собой. И это вполне понятно. Отец Александр тоже рекомендовал это.
Яков Кротов: Наверное, речь идет о пропорциях. Не бывает человека, который только наедине с собой или только в общине…
Владимир Леви: Конечно. Но есть люди, которым надо это.
Евгений Пискарёв: Это особый путь.
Владимир Леви: Это такая опция, я бы сказал.
Яков Кротов: Не приводит ли тогда вот это духовное самосовершенствование к тому странному явлению, о котором с тоской говорят российские социологи? Вот в Левада-Центре в каждом сборнике они говорят, что и тот человек хороший, и этот человек хороший, и этот за свободу, и при этом, в отличие от нормальных стран типа Америки, Израиля, Франции или Кипра, из этого не образуется сообщество! Речь идет о гражданской солидарности. Но ведь духовная солидарность должна вырастать из тех же мотиваций. Не оказывается ли тогда, что можно убежать в самосовершенствование и там помереть духовно, ничего не совершив, не объединившись с другими?
Если каждый будет уединяться только в себя, то каждого поодиночке и скушают
Владимир Леви: Конечно, если каждый будет уединяться только в себя, то каждого поодиночке и скушают.
Яков Кротов: Если скушают - это слава Богу! А если 140 миллионов людоедов, и каждый из них самосовершенствуется?
Владимир Леви: С образованием духовного сообщества трудно и в России, и, по-моему, во всем мире.
Яков Кротов: А когда было легко?
Владимир Леви: Наверное, никогда не было легко, но стада всегда легко образовывались.
Евгений Пискарёв: Насколько там выражено сопереживание между людьми? Стада ради общей цели… Да, люди объединяются в шайки ради извлечения прибыли. Спортивные команды - ради внешнего результата. А где внутренний резонанс?
Владимир Леви: У болельщиков, у фанатов с сообществом все в порядке.
Евгений Пискарёв: Разве это сообщество - образец?
Яков Кротов: Это у тех болельщиков, которые убивают болельщиков других команд?
Владимир Леви: Потому что они «дружат против».
Евгений Пискарев
Евгений Пискарев
Евгений Пискарёв: Враг понятен. А здесь внутренний враг!
Мы коснулись самосовершенствования, но это может быть ложное представление. В православии есть такое понятие как прелесть, самообман. Ради чего я совершенствуюсь? Какова цель, каков смысл моего совершенствования? Кому это надо?
Владимир Леви: Да, кому, чему?
Яков Кротов: Вы полистайте православный журнал, который сейчас выходит в России. В других странах деньги есть, но на православные журналы денег не набирается. А в России есть. Вы посмотрите российские православные телеканалы. Это же люди благостные, совершенные, тихие, мирные.
Основные постулаты внутреннего совершенствования человека в восточных духовных учениях и в христианстве в значительной степени совпадают
Владимир Леви: Я бы не сказал…
Яков Кротов: То, что они при этом завоевывают окружающих или давят их гусеницами танков - это отдельный разговор, но сами они благостные, усовершенствовавшиеся просто до предела, в состоянии прелести, говоря православным языком.
Где критерии для самосовершенствования? Есть пределы? Человек родился с четкими нормами, и вдруг он оказывается в мире, где можно и даже нужно убить террориста, где можно совершить прелюбодеяние ради того, чтобы вырасти в любви и так далее. Самосовершенствование - отказ от норм или формирование своих собственных?..
Владимир Леви: Я не могу провести связь между понятиями "норма" и "самосовершенствование" в вашем контексте.
Яков Кротов: Хорошо. Нормы должны быть?
Владимир Леви: Наверное, должны быть.
Яков Кротов: Они носят внешний или внутренний характер?
Владимир Леви: И внешний, и внутренний. Не укради, не убий - это нормы? Конечно, нормы, давным-давно заданные.
Евгений Пискарёв: Если человек говорит: "Я не прелюбодействую, я люблю. Я не краду, я беру свое ", это как?
Яков Кротов: Ну, как с приватизацией.
Владимир Леви: Я не плачу налоги...
Евгений Пискарёв: Потому что я - часть народа.
Яков Кротов: Проблема языка. «Бог» есть слово, «человек» - это тоже слово. В отличие от цифр, слова не имеют четкого содержания. Слово - это средство общения, средство творчества, очень гибкое, растущее, иногда увядающее, иногда обесценивающееся. Рождаются новые слова. И слово "прелюбодеяние" ведь мертвое. Вместо этого существует намного более широкий спектр разных слов.
Владимир Леви: Но слово "прелюбодеяние" имело достаточно ясное содержание.
Яков Кротов: Когда-то - да. Слово "не убий" тогда на Синае тоже поняли однозначно, что «не убий еврея», а Марию убить можно, и это праведно. Сегодня, после Спасителя мы понимаем слово "не убий" чуть-чуть иначе, а после Марии Магдалины мы и слово "не прелюбодействуй" понимаем иначе. После 2000 лет монашества мы по-другому понимаем слово "не завидуй": не просто не желай чужого, а желай быть свободным от всего. Вот самосовершенствование.
Независимость - это такой ложный миф
Евгений Пискарёв: Не привязывайся к тленному.
Яков Кротов: Ну, хотя бы. Или это очень архаично звучит?
Владимир Леви: Я хочу заметить, что такие основные постулаты внутреннего совершенствования человека в восточных духовных учениях и в христианстве в значительной степени совпадают. Особенно вот этот постулат - не привязывайся. Не привязывайся к земному…
Евгений Пискарёв: А к чему привязаться-то? И что дальше? Ну, я оставлю наркоманию, оставлю алкоголь. А чему себя посвятить-то?
Владимир Леви: В том-то и дело, что вопрос о зависимостях, осознанных и не осознанных, мне представляется недостаточно разработанным в мировой мысли. Здесь еще есть над чем думать, над чем работать, соединять духовные заповеди в конкретной психологии людей. Ведь человек - существо зависимое.
Евгений Пискарёв: Независимость - это такой ложный миф.
Владимир Леви: Но у человека с возрастанием его сознания возрастает и возможность выбора.
Евгений Пискарёв: Степеней свободы больше.
Владимир Леви: Да, выбор его зависимостей и противостояние этим зависимостям.
Яков Кротов: Возрастание сознания - это что за зверь?
Владимир Леви: Это возможность мыслить и обмысливать происходящее в разных понятиях, в разных категориях.
Ну, я оставлю наркоманию, оставлю алкоголь. А чему себя посвятить-то?
Евгений Пискарёв: Scientia est potentia. Переводится как "знание - сила".
Владимир Леви: Да, да, конечно.
Яков Кротов: Я чего боюсь, Владимир Львович… Бывает выросшее сознание, а бывает опухшее сознание, когда человек и всего Бердяева прочел, и всего Толстого, и всего Рабиндраната Тагора изучил… И вот он плывет, как воздушный шар, но это не выросшее сознание. Оно абсолютно глухое.
Владимир Леви: Это - да. Но я говорю о другом.
Вот вам пример. Гоголь писал о гневе, который был ему в высшей степени свойственен. Это из его писем: "Овладеть гневом трудно, если человек не сознает, что в нем есть гнев. Вот он осознал, что в нем есть гнев, и тому уже легче". Это уже появление какого-то отстраненного осмысления состояния самого себя.
Вот это такой первичный и самый простой момент. Одно дело - я злюсь и ору, а другое дело - я чувствую, что что-то во мне есть, я понимаю... Во мне появляется возможность противостояния этому. Вот это как раз и есть первый шаг к самосовершенствованию.
Евгений Пискарёв: Осознание себя.
Яков Кротов: То есть самопознание.
Владимир Леви: Не только самопознание. Ты смотришь на другого человека. Ты можешь заражаться его состоянием и думать: "Какая он сволочь". Или понимать, что в нем происходит - немножко изнутри него.
Евгений Пискарёв: И что происходит внутри меня.
От битья нужно воздерживаться всеми силами, потому что всегда можно найти более человеческий способ управления ребенком
Владимир Леви: Да. Это как раз первая ступень нашей с вами профессии. Речь идет о так называемой рефлексии и эмпатии.
Яков Кротов: То есть самопознание - это познание во мне того, чем я не являюсь?
Владимир Леви: Чем я не являюсь, и чем я являюсь.
Яков Кротов: Я, например, познаю себя и вдруг понимаю, что я язва, зависим от язвительности, сардонического отношения к ближнему.
Владимир Леви: Вы начинаете видеть себя со стороны.
Яков Кротов: Я познал в себе беса, потому что я все-таки не язва.
Владимир Леви: Можно это назвать и бесом.
Евгений Пискарёв: И что с этим делать?
Владимир Леви: Или познал свою природу.
Яков Кротов: Нет, это не моя природа.
Евгений Пискарёв: И вот эта рефлексия, что это мне чуждо… А что мне родное?
Детей бить нельзя. Каяться можно и нужно
Яков Кротов: Бердяев это называл объективацией, а Маркс - отчуждением. Человек отчуждается от себя и прилепляется...
Владимир Леви: А Шкловский назвал остранением. Мне очень нравится этот термин. Не «отстранение», а «остранение».
Яков Кротов: Все мы живем слегка бесноватыми, вышедшими из себя. И чтобы вернуться к себе, надо выйти из себя и посмотреть на себя с другой стороны.
Владимир Леви: Так можно сказать. Я вот только не согласен с тем, что все плохое надо приписывать чему-то внешнему от себя. Это не так.
Евгений Пискарёв: Но это проекция.
Владимир Леви: Да, у человека есть много всего. Есть, например, врожденная агрессивность. Куда от нее денешься? Есть изначально агрессивные дети. С ними бывает очень трудно в семье, в детском саду. Это что, говорит о том, что в них вселился какой-то бес? Я так не считаю.
Евгений Пискарёв: Но агрессия - это энергия.
Яков Кротов: И детей все-таки нельзя бить?
Владимир Леви: Нельзя. Но если родителю случается в сердцах шлепнуть малыша по попке, то тоже не надо сильно казнить себя за это.
Поднявший руку для удара пусть почешет в затылке, перекрестится, встанет на колени и займется самосовершенствованием
Яков Кротов: А можно просить извинения у детей?
Владимир Леви: Можно и нужно! А от битья воздерживаться всеми силами, потому что всегда можно найти более человеческий способ управления ребенком.
Яков Кротов: То есть и у взрослых можно просить прощения?
Владимир Леви: А почему же нет?! Заранее прошу у вас прощения.
Яков Кротов: Я просто очень рад! Беспрекословно, четко сказать, что детей бить нельзя, а если уж побил, то проси прощения… Золотыми буквами!
Владимир Леви: А почему же нет?! Конечно.
Яков Кротов: Потому что врожденная агрессия...
Владимир Леви: Детей бьют не только за агрессию.
Яков Кротов: Бьют по причине своей врожденной агрессии.
Владимир Леви: Да, по причине своей агрессии, по причине своей психологической беспомощности.
Ко мне часто обращаются мамы с проблемой: "Что со мной происходит? Я бью своего ребенка, я на него ору, не могу удержаться". Я смотрю, в каких конкретно условиях живет мама. Некоторые психофизически истощены - кто-то неправильно питается, кого-то бросил муж, на кого-то давит свекровь и так далее. У какой-то позади тяжелая история - с ней самой так обращались.
Евгений Пискарёв: И она продолжает тот же тип поведения.
Владимир Леви: Да! Причем, осознает, что с ней что-то не то, но в самый момент не может собой управлять. Мы очень часто работаем с этим. Вот вам конкретная помощь самосовершенствования по этой части.
Яков Кротов: Подвожу итог. Детей бить нельзя. Каяться можно и нужно. Что до агрессивности, то я согласен с Владимиром Львовичем: это проявление не силы в человеке, а беспомощности. И в этом смысле, дай Бог, уметь молиться Матери Божией, у которой были такие жизненные обстоятельства… Тем не менее, представить себе, чтобы она била младенца Иисуса, я решительно отказываюсь. И поэтому поднявший руку для удара пусть почешет в затылке, перекрестится, встанет на колени и займется самосовершенствованием.

Уважаемые посетители форума РС, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами