Анна Шароградская: «Даже в советские времена было меньше лжи»

Россия

Анна Шароградская: «Даже в советские времена было меньше лжи»

Директор Института региональной прессы об обстоятельствах своего недавнего задержания в петербургском аэропорту и о российской журналистике
5 июня в петербургском аэропорту «Пулково» задержали Анну Шароградскую, директора Института региональной прессы, которая намеревалась вылететь в США для чтения лекций. Эти действия силовиков вызвали бурю возмущения в СМИ.

Основанный 21 год назад, Институт региональной прессы работает с журналистами и сотрудниками СМИ, преподавателями и студентами факультетов журналистики. Он декларирует, что способствует становлению и развитию независимых СМИ в России, способных стать основой стабильного демократического общества.

Алекс Григорьев: Вы – человек широко известный, популярный и уважаемый в журналистских кругах. Поэтому, насколько возможно судить, СМИ крайне неодобрительно отреагировали на то, что с вами произошло в «Пулково»...

Анна Шароградская: Неодобрительно – слишком мягко сказано. Я даже не ожидала такого взрыва возмущения, и эмоционального, и профессионального, и человеческого… Моя сотрудница дала мне объемную папку, в которой была собрана, вероятно, пятая часть публикаций об этой истории. Когда я стала читать, что пишут о том, что произошло в аэропорту, при каких обстоятельствах это произошло, с кем произошло, то обнаружила страшный разнобой.

Все это многоцветье воображаемых событий, дат, оценок и так далее, дало мне возможность провести замечательную мастерскую для слушателей летнего института при Университете Индианы, которым я, в частности, читаю курс «Россия через средства массовой информации».

Даже азбучные вещи – в материале должны быть ответы на вопросы кто? что? где? когда? почему? и как? – были настолько многообразными, настолько не совпадали в различных материалах, настолько были пронизаны воображением того, кто там не был, но пытался дорисовать картину… Увы, это была еще та журналистика!

А.Г.: С чем это связано, на ваш взгляд? Ведь основа основ журналисткой профессии – проверка фактов.

А.Ш.: Либо школа подкачала, либо ученики не были прилежными. Факт, что меня задержали, присутствовал у всех. Но интерпретации этого факта очень и очень отличались.

Я прошла все инстанции, которые обеспечивают безопасность наших границ, и была уже у выхода на посадку, до объявления которой оставалось пять минут. Я сидела расслабленная и уверенная в том, что скоро окажусь в самолете. В этот момент меня вызвали по громкой связи. И я, понимая, что вот-вот начнется посадка, бежала бог знает куда и перебирала в голове – что их могло заставить пригласить меня в комнату ручного досмотра? Я предположила, что, может быть, взяла на одну бутылку водки больше, чем положено. Но водка их не интересовала. Мне сразу сказали, что их интересуют электронные носители.

Писали, что меня задержали, потому что я не задекларировала флешку – именно флешку в единственном числе. На самом деле, для занятий и другой работы, я везла 11 флешек. Никто и никогда, – а я ведь уже 30 лет преподаю в летнем институте Университета Индианы – не просил меня декларировать компьютер и эти самые флешки.

Как мне сказали, можно предположить, что я могу вывозить информацию, которая нанесет вред России – среди флешек могла быть и такая. Я сказала, что не знаю государственных тайн, но если бы их и знала, то продавать бы их не стала, а дарить тем более. Я понимала, что безгрешна в этом отношении. И не проблема была оставить эти флешки. Но я ехала преподавать, а на флешках были необходимые материалы.

Кто-то высказал суждение, что проблема возникла из-за того, что я не задекларировала флешки и компьютер – это подтвердили те сотрудники таможни и сотрудники ФСБ, с кем журналисты связывались. Но это вопрос другого плана. Я выкладывала все электронные носители на всех стадиях досмотра. Значит, если я их не задекларировала, меня могли остановить и сказать: «А где ваши декларации?». У меня никогда этого не спрашивали и, как вы понимаете, всякий раз видели – что я везу. Если начнут задерживать всех, у кого есть компьютеры, айпэды и флешки, то нужно строить дополнительный терминал.

А.Г.: Чем вы объясняете происходящее?

А.Ш.: Я знаю, что это прокуратура. Я сомневаюсь, что представляю интерес для ФСБ. Меня явно слушали и явно читали мою переписку. Иначе откуда бы они узнали, что я в этот день и час улетаю. Все было спланировано для того, чтобы поломать мне все на свете. Я законопослушный человек, не делаю ничего такого, что могло бы нанести кому-то какой-то вред. Единственно, я не выполняю закон, согласно которому моя организация, которая больше 20-ти лет существует на зарубежные гранты, должна регистрироваться в качестве «иностранного агента».

Я сказала: регистрироваться в качестве агента не буду, а если будут какие-то санкции – буду опровергать в суде. А если в России суд меня не поддержит – буду выходить в Европейский суд. Но я ни при каких обстоятельствах не буду клеветать на себя, что закон мне позволяет, и не буду клеветать на тех людей и организации, которые поддерживали нас 20 лет.

А.Г.: Что эти люди хотели найти?

А.Ш.: По-моему, они понимали, что ничего не найдут. Я специально не уходила из комнаты, где были мои вещи, чтобы там случайно не оказалось чего-нибудь такого, что бы нашли, когда я вернулась. Это почти семь часов ожидания. Как вы понимаете, это было испытание не из легких.

Они понимали, что ничего не найдут. Вероятно, они могут интерпретировать те тексты, которые я выбирала для занятий, как экстремизм – экстремизм они сейчас «пришивают» всюду.

Прокуратура настаивает на том, что мы занимаемся политической деятельностью. Формулировка что такое «политическая деятельность» весьма и весьма размытая. Мы провели семинар по ЖКХ, но назывался он для них устрашающе «Эффективное управление». Они сказали: «А, управление! Значит, вы хотите людям во власти сказать, как надо управлять! Это политическая деятельность!». Я ответила: «Не людям во власти, а журналистам, чтобы они имели представление о том, каким образом можно находить информацию, свидетельствующую о том, что власть работает либо эффективно, либо неэффективно. Это не политическая, а просветительская деятельность».

Но вести с ними умный диалог попросту невозможно. Ко мне прислали помощницу районного прокурора, с вопросами, которые городская прокуратура захотела мне задать. Первый вопрос меня почти рассмешил: «Какую резолюцию вы приняли после семинара по ЖКХ?». Я смотрю на нее и отвечаю: «Вы учились в университете, у вас, наверное, были семинары. Скажите, разве этот жанр предполагает принятие какой-то резолюции? Вот точно так же и у нас. Мы никакой резолюции не принимали». Я абсолютно не уверена в том, что они меня понимают.

А.Г.: На ваш взгляд, это целенаправленная атака на вашу организацию или часть более широкой компании?

А.Ш.: Это, безусловно, часть более широкой кампании. Представьте: принимается «закон об иностранных агентах». И за целый год не выявлено ни одного агента, которого можно было бы зарегистрировать. Один только зарегистрировался, но он бил себя в грудь и говорил: «Я агент, регистрируйте меня!». Все остальные – не агенты. Представляете, какая эффективность работы у Государственной Думы! Вероятно, прокуратура решила подпереть Думу и наклепать агентов. И, наверное, я, которая раздражает нашу власть, вписываюсь в эту картинку, потому что не трепещу перед ними. Но я и не нарушаю законов.

А.Г.: Что происходит в российской журналистике?

А.Ш.: Несколько лет назад, один из моих московских коллег, Юрий Венедиктович Казаков, сказал: «У нас есть журналисты, но нет журналистики». Я с ним полностью согласна.

Нет журналистики, потому что есть прорехи в образовании. Нет ценностной шкалы для журналистики. Но наличие трехсот сотрудников СМИ, которые были награждены за якобы верное освещение ситуации в Крыму и Украине, заставляет меня говорить, что и журналистов уже нет.

Потому что тех журналистов, которые остались и дорожат своей репутацией, не видно и не слышно. Потому что или тиражи ничтожны, или вещание ограничено. И эта зона все более сокращается и превращается в какую-то пустыню.

Даже в советские времена было меньше лжи. Было официально написано: газета – пропагандист, агитатор и чего-то еще. А сейчас говорят, что у нас неограниченная свобода слова, а функция СМИ – формировать общественное мнение. Иными словами, заниматься пропагандой и манипуляцией общественным сознанием.

На сегодняшний день ситуация чудовищная. И те немногие, которые пытаются сохранить свое лицо и лицо своего издания, и какие-то стандарты профессиональные – просто подвижники. Но, увы, они не могут остановить этот накат на профессию. Профессию нужно возрождать.

Алекс Григорьев

Алекс Григорьев специализируется на освещении вопросов международных отношений, обороны и безопасности, разведки, терроризма, ядерной тематики. https://twitter.com/Grigusa
Алекс Григорьев на Facebook
Сортировка комментариев
Комментарии на этом форуме (49)
Страницы комментариев  из 3
Имя:: Алексей Из:: Ярославль
17.06.2014 04:53
На Украине люди сотнями гибнут- мирные люди от бомбежек и установок град. Обморозки дорвавшиеся до власти убивают свой мирный народ - что то на Вашем сайте об этом ни слова, а какой-то деятельнице посвящена целая страница. Жаль что не закрыли. На гранды она существует- если есть гранды- значит продает свою страну по кускам.

Имя:: Луцкевич Георгий Из:: РФ
16.06.2014 20:48
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 355 "Таможенный кодекс Таможенного союза" (декларирование товаров для личного пользования) таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза. В указанном договоре нет ограничений по флешкам.
Гэбешники просто нашли бредовый повод досмотреть багаж правозащитницы. А ведь могли бы и наркотики "найти". Среднестатистический российский дебил легко поверит, что правозащитник перевозит наркотики. А суду наплевать - проштампует приговор, уже не первый по сфальсифицированным делам в отношении правозащитников.
Чекизм - преступная тоталитарная система.




Имя:: два Из:: рф
15.06.2014 15:11
Всюду двойные стандарты. Российские оккупанты недовольны, что их посольство в Киеве поцарапали и Путина назвали, как следует... Действительно, сегодня в России неадекватное руководство. Оно стало мировым изгоем, мировым жандармом. Позор. Но с этих проходимцев, все "как с гуся вода". Другое дело, что путин уже на последнем издыхании. Видно по роже.

Имя:: Артем Из:: Россия
15.06.2014 06:50
Никогда не слышал об этой даме. Удивительный народ - правозащитники. И очень привередливы - целенаправлено гавкать на Путина и устраивать портфолио в виде шоу против ВВП - но не видеть того, что происходит в своей стране. Не пытаться улучшить жизнь в своей стране. Никак. Кроме воплей о сводах. Кто ж тебе тетка - мешает выехать? Никто. Свободна как птица. Многие с Путиным несогласны. И по разным вопросам. Что толку - пыхтеть на показуху? Разве что за это хорошо платят. То в обнимку с ОМОН, то милиция за руки. И звание громкое директор - неких институтов или фондов защиты и исследований неких свобод и прав. Задолбали. От Путина нужно требовать простых вещей - которые нужны всем жителям России - проблемы с ЖКХ, беззаконие, беспредел и прочее. Никого. Да и некогда - правозащитники рассказывают западным СМИ о том, как они страдают за народ под гнетом Путина.. Придурки..

Имя:: Аноним
15.06.2014 04:50
Правление Путина начиналось войной, которую развязало окружение Ельцина, чтобы привести своего ставленника к власти.Правление Путина заканчивается войной, которую он развязал сам, чтобы удержаться у власти и сделать её пожизненной."Создается впечатление , что кому-то нужно, чтобы этот костер просто продолжал тлеть". В эти дни в Украине решается и судьба России, Успех Украины, выбравшей правовую и демократическую модель развития, – это кащеева смерть путинизма, убогой философии силовой бюрократии, ошалевшей от крышевания мебельных магазинов и распиливания нефтяных компаний.Тактика Путина сегодня – гадить Украине как можно больше, но не нарываясь в то же время на санкции США . Прямой ввод войск автоматически вызовет блокаду банковского сектора РФ и, что ещё опаснее для Путина, обнародование финансовой разведкой США (Office of Terrorism and Financial Intelligence) секретных данных о его личной финансовой империи. На Россию никто не нападал с 1941-го года. Между тем уже 35 лет подряд ее безумные вожди отправляют молодежь страны на бессмысленные колониальные войны. Выросло несколько поколений ветеранов этих войн, людей с изуродованной психикой, не нашедших себя в мирной жизни, исполненных горечи и гнева. Лживая государственная пропаганда последовательно натравливая их на дегуманизированных ею духов, чеченов, чурок, грызунов, сегодня назначила им новых врагов – укров, на которых они смогут разрядить свои сжатые до предела пружины гнева. Хипстеры-очкарики с Болотной плошади, максимум на что способные – опрокинуть уличный туалет.Так не решает ли мудрая путинская власть одновременно и дополнительную внутриполитическую задачу – профилактически выявить и сжечь этот человеческий материал в топке украинской Вандеи, растягивая её тлеющий костер как можно дольше.Одной из первых жертв "пророссийских" садистов был депутат горсовета Горловки Рыбак, обезображенный труп которого со вспоротым животом был найден в реке. Его "преступление" состояло в том, что он пытался поднять сброшенный на землю украинский флаг. Из телефонных переговоров похитителей и убийц следует, что ими были ставшие сегодня звездами российского телевидения Стрелок, Бес и приблатненный "народный мэр" Славянска .

Имя:: Аноним
14.06.2014 15:40
Совет Европы это проститутка Американская.

Имя:: Аноним
14.06.2014 15:30
Хорошие работники проявили бдительность.

Имя:: Борис Из:: Москва
14.06.2014 11:43
Категорически не согласен с Анной Шароградской. Ложь залила - как фекалии Россию, в 1917 году - равномерно всем хватило. А теперь только прилив -отлив : прилив -отлив.
Ответ
Имя:: Аноним
17.06.2014 02:24
А также цунами.

Имя:: В.
14.06.2014 04:37
Платит хозяин?! Значит работаешь на США. Значит враг России! Чего ты ждёшь от вражеской контрразведки? Пропаганда и лоббирование чуждых интересов - вражеская деятельность, отнюдь не журналистская! В твоих "демократических" США гос.террор и полицейское государство. Если СМИ 4-я власть, то журналисты не могут быть вне политики по определению! Если ты ведёшь честную игру, почему не хочешь регистрировать свои отношения с "грандодателем"? Понимаешь, что гадишь Родине!? Кстати, в тех США закон об иностранных агентах действует 60 или около того лет, и он гораздо жёстче Российского. Сажать вас надо - регистрироваться будете!

Имя:: Лев
13.06.2014 18:53
Россия - духовная правопреемница СССР,
как бы нам не тщились доказать обратное...
Ответ
Имя:: Виталий Из:: Израиль
14.06.2014 04:54
Россия - духовная приемница СССР и т.д.
Настолько общая фраза, что понять мысль автора, если она есть на самом деле, совершенно невозможно. Зато открывается широкое поле для интерпретаций.
Государство, человеческое общество настолько сложная, многоплановая и многоуровневая система, что описать или охарактеризовать её одной фразой в принципе невозможно.
Например, констатация фактов:
1. Сталин вместе с Гитлером пытались разделить мир между собой и с этой целью развязали Вторую Мировую войну.
Интерпретация в духе автора коментируемого утверждения: Россия как духовная правоприемница СССР усилено ищет пути возрождения фашизма с целью развязывания Третьей Мировой Войны. При этом выступает как духовная правоприемница СССР, а в качестве союзников антицивилизационной коалиции готовит себе Северную Корею, Венисуелу, Иран, Сирию и Аль-Каеду.
2. Сталин с подвижниками разработали и реализовали систему ГУЛАГ имевшую целью уничтожить инакомыслящих и создать армию рабов для построения современной промышленности и укреплению индустриальной и военной мощи СССР. Гитлеровцы многому научились в СССР при построении аналогичной системы в Германии.
Интерпретация в духе автора коментируемого утверждения: Россия как духовная правоприемница СССР должна возродить ГУЛАГ с его системой подавления инакомыслия и рабского труда во славу укрепления индустриальной мощи России.
3. В СССР по разным причинам периодически наступал голод и как правило существовал острый товарный дефицит, регулируемый хоть в какой-то мере карточной системой распределения товаров. При этом чиновники снабжались-подкармливались отдельной системой закрытого распределения товаров. При чем, чем выше ранг чиновника, тем больший объем благ он получал.
Интерпретация в духе автора коментария: Россия как духовная наследница СССР должна ввести карточную систему и систему дифференциального распределения благ в зависимости от ранга чиновника.
Список фактов и их интерпретации можно продолжить.
Страницы комментариев  из 3

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами