О контроле пересечения государственной границы судами

 С.М. Маммараев,
             заместитель начальника СевероВосточного пограничного управления
                                                           береговой охраны ФСБ России

      О контроле пересечения государственной границы судами 
под российским флагом, осуществляющими каботажное плавание: состояние, проблемы и пути их решении 

    Уважаемый члены Совета Федерации! Уважаемые участники заседания! Одним из
направлений деятельности пограничного управления по обеспечению пограничной безо
пасности России в СевероВосточном регионе является контроль над российскими суда
ми, осуществляющими перевозку и буксировку в сообщении между российскими порта
ми через исключительную экономическую зону России или открытое море без захода в
иностранные порты. Основной целью проводимых мероприятий является обеспечение
соблюдения физическими и юридическими лицами правовых режимов, установленных
на государственной границе и в морских пространствах Российской Федерации.
    В соответствии с решением совместного совещания Минтранса России и пограничной
службы от 26 июня 2010 года и изданным в его развитие ведомственным правовым актом1

до окончательного нормативноправового урегулирования вопросов, связанных с каботаж
ным плаванием, а также в целях создания в данный период благоприятных условий для
развития  морского  судоходства  в  регионе  в  основу  деятельности  пограничных  органов
(при осуществлении контроля) положен уведомительный порядок выхода российских су
дов в каботажный рейс и неоднократное пересечение ими государственной границы.
    Реализуя данную функцию, пограничное управление совместно с другими погранич
ными органами Дальневосточного региона на основе надлежащего уведомления судовла
дельцев либо капитанов судов во взаимодействии с диспетчерскими службами морских
портов и портопунктов осуществляет дистанционный контроль за передвижением кабо
тажных судов в морских пространствах. В этих целях нами широко используются инфор
мационные ресурсы автоматизированной системы мониторинга и контроля за местопо
ложением российских морских и смешанного (река – море) плавания судов "Виктория",
отраслевой    системы   мониторинга    водных    биологических    ресурсов,   наблюдения     и
контроля   за  деятельностью    промысловых    судов,  а также   информационной      системы
государственного портового контроля.
    Кроме этого, непосредственный контроль за соблюдением правил и маршрутов пере
хода каботажных судов осуществляется пограничными кораблями, патрульной авиацией
Федеральной     службы    безопасности    и  подразделениями,    выполняющими       задачи   в
морских портах и портопунктах.
    В целом с учетом решения межведомственного совещания, принимаемые погранич
ным управлением меры обеспечивают контроль за соблюдением российскими каботаж
ными судами режима государственной границы, а также выявление и пресечение пре
ступной деятельности на данном канале морских перевозок.
    Например, в результате оперативнослужебной деятельности пограничным управле
нием пресечена деятельность организованной преступной группы, осуществлявшей под
видом каботажных перевозок контрабанду. В настоящее время материалы данного уго
ловного дела, по которому проходят 17 обвиняемых, переданы в суд Приморского края. С
2008 года в результате проведенных мероприятий удалось добиться существенного сниже
ния количества нарушений режима государственной границы, совершаемых капитанами
каботажных судов, — более чем в 2,5 раза (в 2009 году — 176, в 2010 году — 68).
    Для справки: 13 мая 2008 года возбуждено дело в отношении должностных лиц ЗАО
МСК "Востоктранссервис" и ООО "Камкорн и Ко" по признакам состава преступления,
    1 Распоряжение Пограничной службы ФСБ России от 3 июля 2010 года № 411268. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами