ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯЕТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ[1]
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯЕТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ[1]
THE
LEGAL NATURE OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY OF BORDER BODIES OF THE
FEDERAL SECURITY SERVICE
Петров И.В., научный сотрудник
вневедомственного научно- исследовательского института изучения безопасности и
сыска
Petrov,
IV, fellow
non-departmental research institute studying security and spying
В
статье исследуется правовая природа,
возникновение, становление оперативно-розыскного[2]
законодательства и его использование в защите и охране государственной границы
России.
It investigates the legal nature of occurrence,
formation of the operational-investigative legislation and its use in
protection and security of the Russian state border.
Ключевые
слова: правовое регулирование,
оперативно-розыскная деятельность, государственная граница, пограничные органы,
разведывательная и контрразведывательная деятельность.
Keywords: Legal regulation, operatively-search activity, frontier, boundary
bodies, prospecting and counterprospecting activity.
Правовая
природа оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) это нормативно-властное воздействие
государства на возникающие,
длящиеся и прекращающиеся в рамках данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их
упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм
по юридически значимым вопросам,
возникающим в рамках ОРД.
Оперативно-розыскное
законодательство, очевидно, в силу его молодости, объективной сложности и
деликатности регулируемых им общественных отношений, не лишено ряда
недостатков. Не лишен недостатков, вызванных слабой теоретической разработкой,
и такой аспект оперативно-розыскной теории, как правовое регулирование
оперативно-розыскной деятельности в особых, специфических условиях. К таковым,
в числе прочих, по мнению автора, относится и регулирование оперативно-розыскной
деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности.
ОРД пограничных
органов федеральной службы безопасности является составной, неотъемлемой частью
охраны государственной границы[3].
ОРД придает ей активный, наступательный
характер в борьбе с преступностью и иными правонарушениями на границе, т.к.
именно ОРД позволяет получать упреждающую информацию не только на стадии покушения,
но и приготовления и даже зарождения и формирования преступного умысла. И
осуществляется в процессе охраны государственной границы не изолированно, а в
тесной взаимосвязи с иными видами деятельности пограничных органов федеральной
службы безопасности по охране государственной границы. Прежде всего, с такими
открытыми («гласными») видами деятельности как с дознанием и
административно-служебной деятельностью, а также с такими специфическими
(«негласными») видами деятельности как разведывательная и контрразведывательная
деятельность[4] в
приграничных районах как Российского, так и сопредельного государства.
Процесс
становления и развития ОРД на государственной границе, соответственно, и её
правового регулирования прошел долгий и сложный путь. ОРД пограничниками велась
еще в тот период, когда термина «государственная граница» в современном
понимании не существовало, были в лучшем случае весьма приблизительные рубежи
между соседними княжествами и другими государственно-подобными образованиями, не
существовало и самого термина оперативно-розыскная деятельность.
Охрана государственной границы – объективное,
социально-политическое явление, присущее любому государству, являющееся
составной частью обеспечения его национальной безопасности[5].
Охрана границы отражает потребность государства в защите своих политических,
экономических, военных и иных интересов на своих рубежах. Накопленный в этой
области богатый практический опыт, как дореволюционной погранохраны России и советских пограничных войск[6],
так и современных пограничных органов федеральной службы безопасности, а также
зарубежных стран свидетельствует, что охрана границы это специфическая
государственная деятельность. Она включает в себя два основных компонента –
оперативную и войсковую деятельность. В исторические периоды, в различных
странах используемая терминология была различной, но суть остается неизменно –
охрана границы не может успешно осуществляться без ведения оперативно-розыскной,
разведывательной и контрразведывательной деятельности[7].
При этом необходимо сразу же оговорится, что эффективно охранять границу, как
свидетельствует исторический опыт, так и современный отечественный и зарубежный
опыт только лишь «чекистскими»[8]
силами и средствами, формами и методами без привлечения войсковых сил в современных
условиях практически также не возможно. Современная пограничная теория признает
сочетание оперативной и войсковой деятельности одной из основных
закономерностей охраны границы, реализующейся на практике в принципе –
комплексного использования разнородных сил и средств[9].
Государство как организация публичной власти
осуществляет ее, выполняя свои разнообразные функции
управления общественными процессами, с помощью
образуемых в установленном порядке государственных органов. Эти органы являются
институтами государственной власти, проводниками ее решений, теми ее элементами, которые практически реализуют властные полномочия в соответствии с определенной для них законом компетенцией. Под государственным органом автор
понимает организационный коллектив, образующий
самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, издающую
правовые акты от своего
имени, выполняющую функции, образование, структура и деятельность которых регламентированы правом. В
юридической литературе выделяют
специфические признаки, отличающие государственные органы от других
организаций, существующих в государстве и обществе:
1.
Регламентация конституционно-правового статуса органа;
2.
Наличие
у него государственно-властных полномочий;
3.
Порядок деятельности в присущих ему организационно-правовых формах;
4.
Наличие определенной компетенции, включающей в себя предметы ведения и полномочия
в отношении этих предметов ведения в соответствующей сфере государственной деятельности;
5.
Как
правило, наличие постоянного штата государственных
служащих;
6.
Особый
порядок образования вышестоящими органами;
Указанным
признакам в полной мере отвечают и пограничные органы федеральной службы
безопасности. Именно они и их должностные лица являются субъектами управления
охраной государственной границы,
наделены соответствующими полномочиями.
Термин «охрана
государственной границы» в широком смысле обозначает одну из сфер деятельности
государства по обеспечению безопасности государства и общества. Наименование
рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически
сложившееся содержание. Сфера охраны государственной границы всегда являлась
многоструктурной. На современном этапе она включает в себя ряд сложных групп
общественных отношений, которые связаны с защитой прав, свобод
и интересов личности, общества и государства от преступных и иных
противоправных посягательств в пограничных пространствах. Устоявшаяся в теории и
практике точка зрения о том, что
основными компонентами охраны государственной границы является оперативная и
войсковая деятельность, по мнению автора, в современных условиях требует
определенной коррекции. Такой подход к пониманию содержания охраны государственной
границы в основном сформировался в 30-х и выкристаллизовался в 50-х гг.
прошлого века, а предпосылки к этому были заложены еще в конце XIX века[11]. Сформировавшаяся
в середине прошлого века под воздействием в первую очередь политических факторов
система защиты и охраны государственной границы была ориентирована на
обеспечение интересов и безопасности государства в пограничной сфере с опорой
преимущественно на войсковую охрану границы. В тот период и в тех условиях охраны границы
этого было достаточно. Однако в нынешних условиях ситуация кардинальным образом
изменилась. Изменился характер самих угроз интересам
безопасности Российской Федерации
на государственной границе, они стали носить
в большинстве своем невоенный характер. Пограничники все чаще сталкиваются с транснациональной преступностью,
международным терроризмом, наркотрафиком и другими особо опасными
преступлениями. Их эффективная нейтрализация в рамках
сложившейся системы охраны государственной границы становилась все более
затруднительной. Преимущественно войсковые формы и способы действий оказывались
малоэффективными и не позволяли адекватно реагировать на возникающие новые
угрозы безопасности Российской Федерации на государственной границе[12].
Изменились предъявляемые требования к системе пропуска
через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и
животных[13].
Изменилась политическая ситуация в государстве[14].
Произошли качественные изменения в правосознании и правовой культуре российских
граждан. Повысились требования к качеству функционирования пограничной службы как
к деятельности одного из государственных органов.
Таким образом, деятельность по охране государственной границы в обычных, т.е. мирных условиях –
это по своему содержанию и направленности, прежде всего, правоохранительная
деятельность, осуществляемая пограничными органами федеральной
службы безопасности как органом
исполнительной власти, имеющим в своем распоряжении
собственный аппарат для применения государственного принуждения.
Так, развитие
действующего законодательства порождает бесконечные споры ученых о правовых
институтах, нормах права, об особенностях их применения и т.п. ОРД не
составляет исключения. Трудно найти научную работу, связанную с исследованием
проблем ОРД, в которой не предпринимались попытки уточнить те или иные понятия.
Деятельность пограничных органов федеральной службы
безопасности в Российской Федерации регламентируется многими нормативными правовыми
актами – от Конституции Российской Федерации до
ведомственных актов ФСБ России и может быть в целом охарактеризована как юридическая деятельность. Отраслевая
принадлежность содержащихся в данных актах норм, и задачи,
стоящие перед пограничными органами федеральной
службы безопасности России, определили три основных вида их юридической деятельности.
Прежде всего, административно-правовую (оперативно-служебная)
и уголовно-процессуальную
(дознание). По этим двум видам деятельности пограничных органов федеральной
службы безопасности каких-либо серьёзных разногласий в вопросах определения
правовой природы и отраслевой принадлежности не возникает.
Для выяснения правовой
природы третьего вида – оперативно-розыскной деятельности как относительно
самостоятельного явления общественной жизни попытаемся
выяснить ее сущностные характеристики, соотнести ее с указанными выше основными
видами юридической деятельности пограничных органов федеральной
службы безопасности – административно-служебной и уголовно-процессуальной.
На всех этапах своего
развития ОРД являлась в первую очередь государственной деятельностью,
осуществлением которой в полном объеме занимались и занимаются
именно государственные органы и их должностные лица. В настоящее
время в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[15] на территории Российской Федерации
действует несколько уполномоченных законодателем государственных
органов, осуществляющих ОРД, к которым относятся и пограничные
органы, как составная часть федеральной службы безопасности.
Принятие имеющего прямое
действие федерального закона регламентирующего оперативно-розыскную деятельность
в корне изменило статус этого вида
государственной деятельности. ОРД, сохраняя свой закрытый профессиональный
характер, стала самостоятельной государственно-правовой формой борьбы с
преступностью, открытой, в определенной мере, для общества. Государство на
законодательном уровне сформулировало ее основные положения.
Лишь в конце XX в. российские
правоохранительные органы получили необходимую
законодательную регламентацию оперативно-розыскной деятельности. Впервые в российской истории с принятием Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г . № 1026-I «О милиции»[16] и Закона Российской
Федерации от 13 марта 1992 г .
№ 2506-1. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» было
сделано отступление от практики правового регулирования ОРД правоохранительных
органов и спецслужб закрытыми (секретными) ведомственными
нормативными правовыми актами.
В этой связи в научных кругах
обострились дискуссии по вопросам, касающимся
правового регулирования ОРД. В то же время следует отметить, что ОРД появилась
не с момента принятия Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», а
задолго до этого. Так А.В. Шахматов прямо указывает: «…для
правоохранительных органов привлечение граждан к содействию розыску
преступников не является абсолютно новым направлением деятельности.
Более того, в России правовое регулирование оказания отдельными гражданами
содействия органам, осуществляющим розыск преступников (сыск), имеет уже тысячелетнюю историю[17]».
ОРД является результатом
длительного исторического развития практически всех отраслей российского
права. Правовой стержень ОРД проходит через правовые поля этих отраслей,
взаимодействуя с отраслевыми институтами и испытывая на себе их влияние. Раскрывая сущность правового регулирования ОРД, необходимо в первую
очередь обратиться к общей теории правового регулирования и, прежде всего, к
отраслевым теориям административно-правового и уголовно-процессуального
регулирования.
Статья 1 Федерального закона
«Об оперативно-розыскной деятельности», указывая на основные
признаки ОРД, определяет
ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и
негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных
на то указанным Законом в пределах их полномочий посредством
проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты
жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств.
Таким образом, следует отметить, что считать
цель правового регулирования ОРД, а именно достижение состояния
фактической урегулированности, достигнутой можно лишь тогда, когда будут решены следующие задачи
правового регулирования ОРД пограничных органов федеральной службы безопасности:
1.
Закреплены
в ведомственных нормативных актах понятия ОРД
пограничных органов и его отграничение от схожих понятий (контрразведывательной
и разведывательной деятельности);
2.
Установлены
цели, задачи и принципы ОРД на государственной границе (исходя из специфики
этого вида деятельности на государственной границе);
3.
Определен
уровень правового регулирования ОРД и
правовой статус её участников;
4.
Созданы
условия для реализации правовых норм, регулирующих ОРД;
5.
Определен
вид и размер ответственности, предусмотренный за нарушение норм,
регулирующих ОРД;
6.
Определены
условия, основания и порядок использования сил средств и методов
ОРД с учетом действия в открытом
(гласном) и закрытом (негласном) режимах;
7.
Определен
вид и размеры финансирования ОРД;
8.
Нормативно
закреплены особенности контроля и надзора за ОРД;
9.
Устранены
противоречия в содержании правовых актов, регулирующих ОРД.
Библиографический список:
1.
Байманов С.С. Правовое регулирование
пограничной деятельности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности
федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности
Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. В.Н. Ушакова,
И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2006. – С. 418-436;
2.
Жданович А.С. Развитие законодательства,
регулирующего уголовно-процессуальную деятельность пограничных органов в
советский и постсоветский период: статья в сборнике материалов межведомственной
научно-практической конференции «Обеспечение государственной безопасности:
история и современность». Часть 1. – М.: МПИ ФСБ РФ, 2007. – С.131-140;
3.
Проничев В.Е. О формировании и развитии
законодательства о статусе и защите государственной границы Российской
Федерации // Граница России. – 2004. – № 43;
4.
Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного
регулирования в оперативно-разыскной деятельности: десять лет спустя:
Монография. – М., 2008;
5.
Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной
словарь. – М.: 2008.
[1] Рецензент – Туганов Ю.Н., д.ю.н., доцент.
[2] В сфере правового регулирования ОРД возникла
своеобразная «коллизия». На законодательном уровне термин ОРД пишется через
букву «О» розыскная, а на подзаконном уровне через букву «А» разыскная. В
данной статье автор употребляет термин ОРД в написании, используемом в законе.
[3] Охрана Государственной границы является
составной частью более широкого понятия – «защиты Государственной границы».
Законодатель определяет «защиту Государственной границы» как «…часть системы
обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной
пограничной политики Российской Федерации заключающейся в согласованной
деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия …
пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, … и
иных мер». См.: статья 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе
Российской Федерации» // Рос. газета. – 1993. – 4 мая. – № 85.
[4] Чеканов
В.Е. Проблемы правового регулирования
деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации //
Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности
органов безопасности: Матер. межвед. научно-практ. конф. – Ч. 1. – М.: МПИ ФСБ
России, 2004. – С. 6-16;
[5] Першин Е.А. Конституционные основы деятельности пограничной службы ФСБ
России // Актуальные проблемы правового
обеспечения обороны страны и безопасности государства: Матер. межвед.
научно-практ. конф. – Ч. 1. – М.: МПИ ФСБ России, 2007. – С.140-147.
[6] Попов В.Н. Основные пути совершенствования
деятельности пограничных войск по охране государственно границы СССР //
Оперативная основа служебно-боевой деятельности пограничных войск КГБ СССР и
пути ее совершенствования: Матер. научно-практ. конф. – М.: ВПКК КГБ СССР,
1988.
[7] Цуканов В.В. Нормативное правовое регулирование контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности пограничных органов на современном этапе //
Сборник научных статей № 13. – М.: МПИ ФСБ России, 2008. – С.47-54.
[8] Под словом «Чекистских» автор понимает
сочетание в себе оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной
деятельности.
[9] Закон
Российской Федерации от 1 апреля 1993
г . «О Государственной границе Российской Федерации». Там же.
[10]
Козбаненко В.А. Правовые основы
государственного управления. – М., 2003. – С. 176.
[11] Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной
стражи России. Краткий исторический очерк. – М., 1993.
[12] Проничев В.Е. Пограничная безопасность // Граница России. – 2004. – № 43. – С.
5-8.
[13] Указ
Президента от 9 января 1996 г .
№ 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации,
приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее
пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных
для негласного получения информации» // Собрании законодательств РФ. – 1996. –
№ 3, ст. 153.
[14] Губченко О.В. Влияние глобализации на
правовое обеспечение безопасности России: Материалы межведомственной
научно-практической конференции от 25 апреля 2007 г .
[15] Федеральный закон от 12 августа 1995 г . № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33, ст. 3349.
[16] См.: Рос. газета. – 1991. – 21 апр.
[17] Шахматов А.В. Агентурная работа в
оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование российского
опыта): дис. … д-ра юрид. наук. – СПб.,
2005. – С. 23.
Комментарии
Отправить комментарий