Глава Госкомитета: "Толерантность – национальное достояние Азербайджана"

Глава Госкомитета: "Толерантность – национальное достояние Азербайджана"

İslam.az представляет интервью ИА Trend с председателем Госкомитета по работе с религиозными структурами Азербайджана Эльшадом Искендеровым.
- Прошел год с момента вашего назначения на пост руководителя Государственного комитета по работе с религиозными структурами. Как вы его восприняли? Чего удалось добиться за прошедший год?
- Прежде всего, я оцениваю это назначение как высокое доверие и честь, оказанное господином Президентом. Считаю, что это накладывает очень большую ответственность. К тому же следует учитывать, что доверие было оказано представителю поколения, выросшему в условиях независимого Азербайджана, которое в прессе принято называть "молодыми кадрами". Это обстоятельство накладывает на меня, как представителя этого нового поколения, двойную ответственность.
С другой стороны, сфера, которой мне поручено руководить, является очень тонкой материей и важной с точки зрения и сегодняшнего дня, и перспектив развития Азербайджана. Мы все как граждане страны, как азербайджанцы, которые сформировались в период независимости, особенно молодое поколение, хотим видеть страну, продолжающей развиваться такими же высокими темпами, современной. Я бы не сказал, что религия является угрозой, но определенные носители религиозных взглядов, как показывают события в нашем регионе, являются факторами, которые способствуют дестабилизации устойчивого развития. Руководить сферой, которая отвечает за недопущение таких процессов, за сохранение наших традиций толерантности, которая фактически имеет отношение к будущему, к тому, каким будет Азербайджан через десять лет - двадцать лет, это тоже накладывает дополнительную ответственность.
Мой предшествующий опыт дипломатической работы, его определенная часть - около семи лет - была связана с Организацией Исламской конференции.
Это дало возможность увидеть разные модели взаимоотношений религии и государства в странах ОИК, частью которой мы являемся. С учетом того, что у нас ислам является религией большинства населения, я говорю, прежде всего, именно об отношении государства и исламских общин. С другой стороны, у меня была возможность наблюдать процессы, которые происходят, когда своевременно непринятые меры по урегулированию государственно-религиозных отношений выливались в тяжелые последствия для этих стран. Конечно, этот опыт помогает в нынешней моей деятельности. Учитывая большой процент молодежи, которая у нас является активной в религиозных общинах, опыт работы с молодежью мусульманских стран также помогает в сохранении того позитивного, что у нас есть, и обеспечении дальнейшего развития нашей модели государственно-религиозных отношений.
У отношений государства и религии в Азербайджане очень недолгая история. Азербайджан как независимое государство существует 20 лет, и именно за этот период сформировались современные отношения между государством и религией. В частности окончательная версия закона, который регулирует сферу свободы вероисповедания, был принят в 2009 году. С точки зрения истории и практического использования, притирок, это очень небольшой период. Что-то имеет очень крепкие корни, которые идут от наших традиций в этой сфере, скорее национальных. Что-то доказало свою эффективность, что-то на практике буксует, поэтому, наряду с практической работой этот год был посвящен обобщению нашего и международного опыта в этой сфере.
Если говорить о первичных итогах, то считаю, что в последнее время в Азербайджане создана атмосфера доверия между религиозными общинами и Госкомитетом. Не только по вопросам регистрации, но и по другим вопросам жизнедеятельности, общины обращаются в Госкомитет с уверенностью, что они получат поддержку, их направят, помогут, в том числе консультациями, связанными с юридической стороной вопроса. За этот год также активизировалась работа религиозных организаций в той сфере, в которой у общества самые большие ожидания от религиозных объединений, - в сфере религиозного просвещения, наших национально-нравственных традиций и в сфере общественной пользы. Это основная общественная функция и основной принцип религии. Если говорить об исламе, эта функция верующего отражена в известном хадисе: "Лучшим из вас является тот, кто приносит большую пользу людям".
Также был выработан механизм реакции Госкомитета в кризисных условиях. Потому что, еще раз повторюсь, законодательство сравнительно новое, тема государственно-религиозных отношений новая, форма религиозной активности в жизни складывалась также в последние 20 лет, и многое из того, что сегодня мы имеем, у нас не было. Это касается и новых религиозных течений, и идеологической работы. Мир глобализируется, поэтому, естественно, возникают кризисы, связанные с субъективными и объективными причинами. Модель реакции Госкомитета на "нестандартные ситуации" выработалась, и за этот год было несколько таких моментов, в которых она эффективно действовала. Основной принцип в таких ситуациях - это соблюдение баланса общественной безопасности и интересов свободы вероисповедания.
- У общества были большие ожидания от вашего назначения. Какие новшества и в каких направлениях были осуществлены за прошедший период?
- Я считаю, что одним из основных ожиданий было - и это все время подчеркивалось - налаживание некоего моста между государством и религиозными общинами. Я считаю, что само по себе это несколько некорректная формулировка. Представители религиозных общин, верующий социальный контингент - это плоть от плоти азербайджанского народа, наши граждане, часть нашего общества. Так как государство у нас обязано выражать интересы всего общества, считаю методологически говорить о необходимости налаживания каких-то дополнительных мостов - будь то между обществом и государством или обществом и его отдельной частью.
Речь может идти о канале обратной связи. Думаю, что такой канал в целом налажен. То есть общины знают, что если возникает какая-то нестандартная ситуация, можно обратиться и совместно мы найдем решение проблемы. Как это, допустим, было в последний раз с недопониманием, возникшим в Джума мечети Сумгайита. Я думаю, что это одно из новшеств.
Мы постарались за этот год внести в политику в данной сфере серьезную научную основу. Вы знаете, что в прошлом году мы за очень короткое время совместно с Центром стратегических исследований при Президенте Азербайджана и Центром Религиозных исследований провели социологическое и социальное исследование, включающий и серьезную аналитическую работу. Это впервые показало реальную картину, что происходит в этой сфере, то есть не чистую статистику, а что находится, как говорится, под поверхностью воды. И в последние пять-шесть месяцев мы, вырабатывая какие-то решения, обращаемся к итогам этого анализа. То есть используется научный метод.
Считаю, что очень серьезной частью нашей работы стало привлечение общин к работе по национально-патриотическому воспитанию, как своих последователей, так и в целом общества. В этом направлении, я думаю, акция "Qarabag azanı - Hаqqın və haqqımızın səsi" дала очень позитивный эффект. Активное участие религиозных общин в этой акции - это подтверждение их стремления быть частью национальных устремлений. Чтобы они не рассматривали бы сами себя и не воспринимались бы в обществе как нечто чуждое, привнесенное извне. Одним из символов ислама в данном случае является азан. И когда этот символ связан с главной задачей, которая стоит перед нашей нацией - освобождение оккупированных территорий, это создает идеологическое единство духовных и национальных ценностей.
Одним из новых направлений в работе Госкомитета считаю международные акции по продвижению "азербайджанской модели межрелигиозной толерантности". Толерантность - это наше национальное достояние. Но не факт, что это достояние, если его правильно и планомерно не представлять, будет известно в мире и воспринято миром. Потому что и в этой сфере, как и во всех других сферах рынка идей и идеологических продуктов, в мире идет жесточайшая конкуренция.
Большим прорывом в этой сфере является деятельность Фонда Гейдара Алиева и его президента, Первой Леди Азербайджана Мехрибан Алиевой в пропаганде азербайджанской культуры за рубежом, потому что наши духовные ценности неразрывно связаны с национальной историей и национальной культурой. В результате этой работы, Азербайджан заслуженно считается мировой площадкой межкультурного диалога.
Наша задача - это проработка вопросов межрелигиозного диалога как важного компонента межкультурного и межцивилизационного диалога. Так, создание по инициативе вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой Национального центра толерантности, проведение мероприятий в знаковых точках мира, таких как Палата лордов, Европейский парламент, сейчас ожидается еще в UNESCO, в таких центрах мусульманского мира как Стамбул, Каир, Рабат имеет большое значение для продвижения национальной модели толерантности.
В этой работе также важна подготовка продукта, потому что продукт - это то, о чем мы говорим и считаем естественным: толерантность разных представителей, но этот продукт нужно преподнести в основном западному зрителю и читателю на понятном им языке. Сейчас мы работаем над интересным проектом в этом направлении - съемкой документального фильма и подготовкой выставки известного фотографа Реза Дегати об истории межрелигиозного диалога и толерантности в Азербайджане.
- Как действуют в Азербайджане основные принципы отношений между государством и религией?
- Эти принципы у нас закреплены в Конституции и законодательстве Азербайджана. Их целый ряд, и я бы свел их к нескольким основным тезисам. У нас и законодательство и государственная практика гарантируют свободу религиозных воззрений - то есть, быть верующим или не быть, если быть, то каких взглядов придерживаться. Законодательство строится на принципе, что эти воззрения являются частной жизнью общества. В то же время не должно быть здесь взаимного вмешательства государства в эти воззрения и этих воззрений в сферу государственной политики. То есть у нас светское государство. Третьим принципом я бы определил то, что регулирование отношений государства и религии происходит на основе принципа, что любое религиозное воззрение не должно противоречить общепринятым общечеловеческим ценностям, правам человека, достоинству человека, не должно допускать попрания его национальных, расовых или иных социальных прав. Грубо говоря, если возникнет секта, которая будет создавать кастовую систему, согласно воззрениям, которой представители определенных профессий или сословий будут дискредитироваться, то, конечно, государство этому будет противостоять. Потому что в данном случае права всех граждан Азербайджана для нас важнее, чем свобода вероисповеданий определенной секты.
В то же время на практике государство активно инвестирует в сохранение национально-нравственных ценностей. Вот мы говорим о светском государстве, Но есть несколько моделей светского государства. В большинстве случаев государство, объявляя о принципе "взаимного невмешательства", никакого позитивного эффекта в религиозной сфере тоже не несет. У нас это не так. Если говорить о государственной практике, то один из его основополагающих принципов был сформулирован общенациональным лидером Гейдаром Алиевым: " Мы светское государство, но мы не являемся противниками религии". То есть государство не выступает фактором, лимитирующим развитие религиозных воззрений граждан. Более того, посмотрите, сколько за последние 10 лет у нас было отреставрировано и возведено новых мечетей на государственные средства. Наряду с этим в последние годы всем религиозным конфессиям оказывается финансовая помощь, в том числе материальная поддержка религиозных деятелей. Поддерживаются и международные мероприятия, проводимые по линии религиозных центров и общин. Это притом, что государство никаких условий не ставит. Строим, ремонтируем исторические центры духовной жизни, мечети, синагоги и так далее, передаем их без всяких условий религиозным общинам. В огромном большинстве светских государств, как в мусульманских, так и европейских, такой практики нет. В теории социологии такая форма светского государства именуется "позитивным секуляризмом". Когда государство не вмешивается, в то же время не дает религии вмешиваться в государственные дела, но при этом поддерживает ее развитие. Этот позитивный секуляризм, я думаю, является одним из основных принципов нашей модели государственно-религиозных отношений.
- Недавно в Шамахе после реконструкции была сдана в эксплуатацию древняя Джума мечеть. Господин Президент на открытии упомянул ремонтные работы в комплексе Имамзаде (Гянджа) и строительство крупнейшей мечети в Бинагадинском районе Баку. Не могли бы вы немного рассказать о планах по реконструкции старых мечетей? Планируется ли строительство новых мечетей, церквей или синагог?
- Восстановление и капитальная реконструкция шемахинской "Джума мечети" является проявлением политики государственной поддержи национально-духовных ценностей азербайджанского народа и личных инициатив господина Президента в этой области. Только за последний год, по инициативе главы государства, было реализовано около 20 мероприятий в данной сфере . Это и распоряжения о выделении средств на строительство или восстановление исторических религиозных центров, это и обращения главы государства к различным религиозным конфессиям, это и участие и выступления господина Президента в различных мероприятиях в области религии как национального так и международного уровня, его посещения и ознакомление с ходом строительных работ. Поэтому когда кто-то не замечает государственную заботу в этой сфере - это верх несправедливости.
Статистика говорит за себя - если в 1991 году в стране было 17 мечетей, то сегодня их около 1800, 1300 из них активно функционируют. Поэтому одним из основных факторов успешной деятельности Госкомитета является серьезная поддержка государства и внимание господина Президента к этому вопросу.
К сожалению, за последние годы в стране мечети строились и восстанавливались по различным инициативам, что приводило к отсутствию планомерности в этом вопросе. Поэтому получается, что в то время как некоторые мечети испытывают стесненность, другие - пустуют. Какова в этом вопросе позиция государства? Считаю, что в ходе открытия Шамахинской мечети глава государства выступил с очень важной инициативой о том, что в Азербайджане не останется ни одной исторически функционировавшей невосстановленной мечети.
В связи с этой инициативой Президента Госкомитетом готовятся соответствующие предложения с учетом необходимости и количества молящихся людей и с учетом их исторической ценности. Естественно, этот процесс за один день не может быть осуществлен.
Что касается мечетей, которые строятся или восстанавливаются не государством, здесь у нас есть определенная проблема. Во всем мире мечети строятся на средства общин и тем самым отражают необходимость в них, являются достоянием общины и имеют функциональную нагрузку. Госкомитетом разработаны определенные критерии, которые призваны решить вопрос открытия новых мечетей и одновременно избежать негативных моментов, связанных с отсутствием планомерности в этой сфере.
- В случае ввоза в Азербайджан запрещенной религиозной литературы принимаются меры по ее изъятию. Серьезна ли эта проблема, и должны ли быть усилены меры в этой сфере?
- Конечно, религиозная литература - это один из основных элементов формирования религиозного мировоззрения. Это очень щепетильная сфера, где неверно сказанное, а уж тем более написанное слово, может привести к очень серьезным последствиям. Надо сказать, что процент такой "вредной" литературы небольшой, потому что в целом верующие в Азербайджане придерживаются традиционных воззрений, отраженных как в нашей национальной религиозной литературе, так и в печатающейся за рубежом. Подавляющее большинство этой литературы направлено на пропаганду извечных благих принципов, присущих мировым религиям. Госкомитет проводит экспертизу религиозной литературы. Из новшеств могу отметить, что в последнее время мы начали привлекать независимых, не находящихся на госслужбе местных экспертов, чтобы сделать этот процесс прозрачным. И мы очень серьезно относимся к их рекомендациям. В течение двух месяцев планируется завершить работу по обеспечению еще большей прозрачности этого процесса. То есть - список запрещенной к ввозу или производству религиозной литературы будет опубликован. К сожалению, в предыдущей практике мы столкнулись в этом списке с субъективными моментами. Кому-то какая-то литература не понравилась, и по этому критерию она была включена в данный список. Либо же какая-то книга не была включена в список, в то время как она является вредоносной. Мы пресекли это как посредством административных мер, так и через привлечение независимых экспертов.
Мы считаем недопустимыми ввоз и издание литературы, проповедующей религиозную, расовую, этническую или иную дискриминацию, религиозную, этническую, расовую ненависть и гражданское противостояние. Вот основные направления, которые государственная экспертиза считаем вредоносными, пропаганда которых во всем цивилизованном мире считается недопустимой, под каким бы лозунгом это не происходило - религиозным или идеологическим, партийным или философским.
Что касается пресечения распространения "вредной литературы" думаю, что реализация принятого недавно законодательства, которое предполагает маркировку религиозной литературы, поможет полностью решить пробелы в этой сфере.
Кстати, обсуждая эту тему с министром по делам религий Турции, я отметил, что у нас ввоз для личного пользования священных книг основных конфессий - Коран, Библия, Тора - свободен. И удивлен был, узнав, что в Турции каждая копия Корана, ввозимого в страну, должна быть маркирована министерством по делам религий Турции. Даже если она на языке оригинала. Потому что в тексте могут иметься сознательные или случайные ошибки, которые могут привести к дискредитации религиозного текста и другим негативным последствиям.
С учетом того, что литература играет большую роль в формировании религиозного мировоззрения, религиозной модели в той или иной стране, считаю, что мы не можем просто ограничиться регулированием ввозимой и переводимой иностранной литературы. Необходимо издание высококачественной литературы именно национальных авторов. В связи с этим Госкомитет выступает и поддерживает отдельные инициативы. Например, несколько месяцев назад при поддержке Госкомитета была издана краткая исламская энциклопедии в двух частях, дающей базовые ответы на вопросы, связанные с исламом. Также в рамках этих инициатив был проведен конкурс-эссе в данной сфере. Но главной в этой сфере является инициатива самих общин. Они должны обратиться к богатому национальному наследию в религиозной практике.
- Не за горами праздник Рамазан. Во время Рамазана озвучиваются различные мысли по поводу ифтара. Разные течения в Исламе по-разному определяют время начала ифтара. Можно ли путем привлечения представителей течений Ислама организовать более тесный диалог между ними, как минимум, для того, чтобы устранить проблемы в таких важных для каждого мусульманина вопросах?
- Если я сейчас дам какой-то рецепт в отношении вопроса, касающегося религиозного права и доктрины, это будет превышением моих полномочий и знаний в этой области, потому что это вопрос теологов, религиозных лидеров и сферы религиозной практики (смеется).
Последние несколько лет Управление мусульман Кавказа подготавливает общий календарь начала и завершения поста. В прошлом году мы очень серьезно работали и с Управлением, и с различными общинами. Праздник был проведен в один и тот же день. Но считаю, что работа Управления мусульман Кавказа в этом направлении должна быть поддержана, прежде всего, религиозными общинами, и здесь должно быть ясно, что это делается в общих интересах.
Праздник Рамазан является государственным праздником в Азербайджане. Это часть нашей национальной идентичности, нашего национально-духовного наследия и традиций. Поэтому, все, что является нашим общим достоянием, должно призывать к единству, а не к разобщению. Позиция наша однозначна - поддерживать любые нацеленные на это инициативы. Но инициативы и предложения должны исходить от самих религиозных общин.
Trend


Опубликовано:12 Июнь, 2013 16:13, Печать
 
В этом разделе:

Ваше имя |

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами