РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ


УДК 327 (470.67)
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 
В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
К. Г. ЛАНДА, канд. полит.  наук, докторант 
кафедры национальных и федеративных отношений
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
пр-т Вернадского 84, г. Москва, 119606, Россия
В статье затрагиваются актуальные проблемы в Каспийском регионе и положи-
тельные моменты выгодного для России геополитического положения в регионе Респуб-
лики Дагестан. Рассматриваются вопросы о необходимости использования Россией ис-
ключительных возможностей для организации и управления международными транс-
портными коридорами, грузопотоков мировой торговли, транспортировки и добычи уг-
леводородов.
Ключевые слова: Каспийский регион, Дагестан, трансграничное сотрудничество, 
экономические связи, межнациональные связи, транспортные коммуникации, религиозная 
идентичность, углеводороды.
После распада СССР Республика Дагестан
1
стала южным форпостом и пограничным 
регионом России, и занимает выгодное геостратегическое положение. Республика грани-
чит с пятью государствами: по суше с Грузией и Азербайджаном, по акватории Каспий-
ского моря соприкасается с несколькими государствами: Казахстаном, Туркменистаном, 
Азербайджаном и Ираном. Внутри Российской Федерации Республика граничит с Чечней, 
Ставропольским краем, Калмыкией.
Дагестан приобретает новое измерение с точки зрения стратегии безопасности Рос-
сии на ее южных рубежах. Стратегическая значимость Дагестана для России определяет-
ся, прежде всего, его геополитическим положением на стыке нескольких государств, с ко-
торыми Россия в силу целого ряда исторических факторов имеет самые тесные связи. Не-
маловажным историческим фактом является то, что Дагестан всегда играл ключевую роль 
на Кавказе
2
. На юго-западе он граничит с Грузией с ее антироссийской политической ори-
ентацией, нестабильным и неадекватным политическим руководством претендующее на 
вхождение в НАТО. И в будущем, в определенных условиях, она способна предпринять 
непредсказуемые шаги и действия
3
. На юге – с Азербайджаном, а на западе  – с мятежной 
Чечней, положение которой благодаря помощи Федерального Центра и административной 
команды Рамзана Кадырова, постепенно стабилизируется.
Несмотря на нестабильность, политические разногласия, разрыв экономических от-
ношений и связей, сложившихся в СССР, тесная взаимосвязь и близость народов Дагеста-
                                                            
1
Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 километров, с запада на 
восток - 200 километров. По размерам территории (50,3 тысячи квадратных километров), по численности 
населения (2,6 миллиона человек) это самая крупная республика на Северном Кавказе.
2
Многовековый исторический опыт показывает, что временами Дагестан выступал как  ориентир 
для республик Кавказа: как поведет себя Дагестан в тех или иных исторических поворотах судьбы Кавказа, 
так зачастую поступал и Кавказ.
3
Что и доказала политика режима Саакашвили, который хотел решить силовым методом Юго-
Осетинскую проблему. Операция по “принуждению к миру”, судя по действию грузинских военных, была 
направлена на захват территорий и геноцид Осетин и жителей Южной Осетии для высвобождения себе 
“жизненного пространства”.                                                                                                                               Периодическое научное издание
146                                                                                                                    В мире научных открытий, 2009, №1                                                       
на с народами Бассейна Каспийского моря сохраняется. Многовековой исторический ре-
гиональный опыт показывает, что, если конфликты и войны и нарушали связи между на-
родами в регионе, то только на короткий период, затем они быстро восстанавливались. 
Оставались экономические связи, а если они и прерывались, то в регионе всегда остаются 
связи на уровне куначества или родства. Это является одним из главных аргументов того, 
что межгосударственные связи в регионе на уровне народной дипломатии никогда не пре-
рывались. Это является не маловажным доказательством тесной взаимосвязи народов Да-
гестана с народами Каспийского региона.
Правдивостью сказанного является и тот факт, что весь южный Дагестан по нацио-
нальным, куначеским и родственным признакам связан с северным Азербайджаном. А се-
верный Иран можно считать продолжением Азербайджана по национальному признаку и 
одноконфесиональности. С Чечней, Калмыкией, Астраханской областью с выходом на 
Атыраускую область Казахстана существуют не менее прочные связи.
Что касается Казахстана, Туркменистана и Ирана, помимо этого, Республика со-
трудничает на уровне постоянных и торговых представительств, параллельно используя 
федеральные дипломатические возможности.
Другим, практическим направлением, требующим немедленного развития, явля-
ется недооцененный потенциал регионального или трансграничного сотрудничества 
(ТГС), давно и широко используемого в мировой практике. ТГС стало живой тка-
нью интеграции, и оно же делало ее необратимой. Шарль де Голль свое время счи-
тал ТГС чуть ли не единственной возможностью преодоления национальных эго-
измов, выдвинув формулу “от Европы отечеств к Европе регионов”. Более того, 
ТГС сегодня можно рассматривать как важное направление сотрудничества сопре-
дельных стран.
ТГС это именно тот вектор сотрудничества, который необходимо развивать в Кас-
пийском регионе, где сосредоточено множество государств, кладезь национальностей и 
бурно развивающаяся экономика и частный бизнес. Потенциал ТГС заключается в том, 
что оно не только приносит хоть и местный, но практически немедленный результат. 
Учитывая особенности вовлеченных в него субъектов, оно меньше подвержено полити-
ческой конъюнктуре отношений между государствами. Более того, по мере своего раз-
вития оно само подталкивает государства к разрешению политических противоречий. 
Таким образом, регионы различных государств, вовлеченные в ТГС, становятся участ-
никами формирования внешней политики своих стран.
Субъектами трансграничного сотрудничества являются частный бизнес, регионы 
государства и, наконец, само государство. И не случайно государство поставлено на по-
следнее место. Его задачу в ТГС классически определил Столтенберг, бывший министр 
иностранных дел Норвегии, в первой половине 90-х годов стоявший у истоков создания 
как межгосударственной региональной организации Баренц-Евроарктический регион, 
так и его  трансграничного  - губернского  уровня. Он подчеркивал, что государство 
должно создавать условия для ТГС, но и только [3].
Для расширения и укрепления торгово-экономических и культурных связей Респуб-
лики Дагестан на конец 2007 года ее представительства открыты и функционируют в бо-
лее чем 45 субъектах Российской Федерации и в 6 странах СНГ, в том числе и в Азербай-
джане, Казахстане, Туркмении, Киргизии. Всего на первое января 2008 года подписано 
около 60 соглашений о сотрудничестве между Республикой Дагестан и 44 соглашения 
между субъектами Российской Федерации, а также с 5 государствами-участниками СНГ –
Азербайджаном, Казахстаном, Республикой Беларусь, Киргизией, Украиной, а также с 
Ираном.
При анализе трансграничных связей и геополитических перспектив Дагестана в Кас-
пийском регионе, необходимо, на наш взгляд, выделить и конфессиональную общность 
Каспийского региона.Периодическое научное издание                                                                                                
В мире научных открытий, 2009, №1                                                                                                                     147
После образования идеологического вакуума, связанный с распадом СССР, многие 
на постсоветском Востоке стали искать опору для своего жизнеустройства и развития, 
связывать свои перспективы с миром и культурами народов, исповедующих ислам. И это 
естественно. По периметру Каспия 90% территории омываемые берегами моря заселено 
народами исповедующими ислам, за исключением северного Каспия, территории, приле-
гающей к Астраханской области, хотя Поволжье всегда считалось территорией заселен-
ной мусульманами и Калмыкии, исповедующей буддизм. Нельзя не отметить и Казахстан, 
где 40% населения составляют русские.
Зачастую ислам рассматривается в качестве интегральной духовной составляющей 
этнических культур и местных народов. Более того, он способен объединить разрознен-
ные нации и народности в единое целое, ибо ислам всегда стоит над нациями и государст-
венными образованиями и идеологией. Но на самом деле в жизни происходит совершенно 
по-другому, так как вмешиваются  другие факторы, в первую очередь, экономические и 
“политическая целесообразность”, принуждающие отойти от решения проблем, используя 
исламский фактор и мусульманскую идентичность народов региона.
Правдивость этих слов доказывает и то, что господствующий в регионе конфессио-
нальный плюрализм уже сам по себе говорит о необоснованности подобных притязаний. 
С точки зрения кавказских реалий, кажущийся парадокс состоит в том, что для России 
сближение с шиитским Ираном, где мусульмане являются суннитами, предпочтительнее, 
нежели сближение с суннитской Турцией.  Радикальное руководство Исламской Респуб-
лики Иран в обеих чеченских войнах не высказало, во всяком случае, открыто и офици-
ально, поддержку северокавказским моджахедам. Сближение шиитско-исламского Ирана 
с григорианской Арменией в противовес альянсу шиитского Азербайджана и суннитской 
Турции говорит о переоценке конфессионального фактора в отношениях между государ-
ствами в современном мире [2]. Суннитский Туркменистан предпочитает сотрудничать по 
всем позициям экономики с шиитским Ираном, а не с бывшим “коллегой” по Союзу  –
шиитским Азербайджаном. В то же время христианский Запад из-за углеводородных ре-
сурсов проявляет больше интереса к мусульманскому Азербайджану, нежели чем к более 
бедным в ресурсном отношении христианским Армении и Грузии.
Что касается самого Дагестана, то внутриисламские противоречия в республике су-
ществовали всегда. В советское время мюриды одного шейха доносили на другого, а ино-
гда дело доходило и до столкновений, но усилиями КГБ во многих случаях эти противо-
речия не становились открытыми. В российский период все дагестанские исламские раз-
ветвления, исповедующие традиционный ислам, не переставая враждовать друг с другом, 
ополчились против “ваххабитов”. Время укрепления позиций “ваххабитов” (благодаря 
поддержке извне), было опасным в истории Дагестана, так как на религиозной основе 
могли начаться нескончаемые межконфессиональные конфликты, которые могли перерас-
ти и в национальные. В настоящее время этой опасности в республике нет, но опасность 
“производства и взращивания террористов” продолжает иметь место, ибо само государст-
во не использует (или не желает использовать) другие рычаги влияния на верующую мо-
лодежь, кроме как их преследование.
4
В борьбе с этими “группами” и “элементами” необ-
ходимо применять не только силовые методы воздействия, но и экономические, идеоло-
гические, национально-патриотические, воспитательные, исходить из принципа  – “Чем 
                                                            
4
На сегодняшний день на Кавказе любой молодой человек может чтить нормы шариата и соблю-
дать религиозные предписания, и вместе с тем, пить, курить, прелюбодействовать. Стоит только молодому 
человеку вести праведный образ жизни, соблюдая все нормы шариата, он тут же подпадает в поле зрения 
правоохранительных органов. На него начинаются гонения и преследования, и это до тех пор, пока он не
откажется от выбранного им образа жизни. В противном случае он рискует оказаться или в тюрьме по лож-
ному обвинению, или среди террористов в лесах Чечни или Дагестана. В связи с этим “взращиваемый” му-
сульманский радикальный фундаментализм, экстремизм и терроризм остаются постоянными потенциаль-
ными угрозами стабильности, этнополитической безопасности Дагестана и российского государства.                                                                                                                               Периодическое научное издание
148                                                                                                                    В мире научных открытий, 2009, №1                                                       
больше работают коммуникации между воюющими сторонами, тем скорее заканчивается 
война”.
Но, тем не менее, фактор одноконфесиональности в Каспийском регионе играет ста-
билизирующую и сближающую народы региона роль. Этот фактор необходимо использо-
вать для стабильности и экономического процветания Каспийского пространства. Вместе 
с тем, нельзя позволить ему стать главенствующей политической силой в регионе. Нет не-
обходимости бояться исламизации региона – объективных факторов для этого в регионе 
нет. Справедливо отмечает российский исламовед Алексей Малашенко, что Москве не 
стоит опасаться консолидации на основе радикального ислама на Северо-Кавказском об-
щерегиональном уровне [7]. Проблемы с Исламом в регионе возникают только тогда, ко-
гда вопрос касается власти, когда узкий круг исламистов начинает выступать от имени 
всех мусульман, претендовать на власть и требовать установления шариатских законов. 
Так было на Кавказе в период двух чеченских войн и в Узбекистане. Сейчас этот фактор 
отодвинут на второй план, но, в далеком будущем снова может стать на повестке дня.
Для развития экономики в республике и в регионе стратегическую роль играет ма-
хачкалинский морской порт. Его роль существенно изменилась после его расширения и 
реконструкции в соответствии с новыми требованиями. Он расположен на пересечении 
морских путей в Астрахань, Актау (Шевченко), Красноводск, Баку, Пехлеви. В состав 
порта входят такие подразделения, как нефтеналивной и грузовой терминалы, база техни-
ческого обслуживания порта [10].
Дагестан располагает уникальными транспортными магистральными путями, кото-
рые при правильном использовании смогут прокормить республику. Почти по всей терри-
тории Дагестана с севера на юг проходит железнодорожная магистраль (правда, пассажи-
ропоток значительно уменьшился после начала контртеррористической операции в Чеч-
не). Сейчас существуют планы по созданию совместного предприятия для Кавказской же-
лезной дороги. Помимо этого комплекса проектов осуществляется и ряд других, призван-
ных разрешить различные проблемы транспортных коммуникаций. Параллельно с желез-
ной дорогой проходит и автомагистраль, связывающая Москву и основные районы Рос-
сии, а также Украину с Баку и дальше с Тегераном, Европу с Южной Азией и Ближним 
Востоком. На самой южной оконечности Дагестана через пограничную реку Самур обе 
магистрали проходят по крупным железнодорожному и автодорожному мостам — един-
ственным связующим звеньям между Россией и Азербайджаном и Ираном по суше [1]. С 
учетом ситуации в Чечне построена железнодорожная ветка на Кизляр в обход Гудермеса 
(Чечня), а также продолжена автомобильная дорога на Элисту (также в обход Чечни) с 
выходом на Астрахань и Волгоград. Подобные же изменения произошли в положении 
Республики Северная Осетия, Краснодарского края, Астраханской области и др.
Эти магистральные пути позволяют объединить коммуникации не только между 
Востоком и Западом (воссоздание «великого шелкового» пути), но и между Севером и 
Югом («водный путь»: Санкт-Петербург — Москва — по Волге до Астрахани — далее 
через Каспийское море до Ирана). По этой причине нередко Прикаспийский регион назы-
вают Транскаспийским.
Так, на Второй Евро-Азиатской конференции по транспорту в октябре 2000 года в 
Санкт-Петербурге было подписано Соглашение по созданию коридора «Север - Юг», уча-
стниками которого стали Российская Федерация, Индия, Иран. Позднее к ним присоеди-
нились Белоруссия, Оман, Таджикистан и Казахстан.
На сегодняшний день проект поддерживают более 10 стран. Новый транспортный 
проект выстраивает единую цепочку транспортных узлов: Мумбаи (Бомбей)  – Бендер-
Аббас – Бендер-Анзали – Оля и Астрахань; после чего следует железнодорожная или реч-
ная перевалка грузов до Санкт-Петербурга.
Перспективный объем перевозок оценивается сегодня в 10-20 млн. тонн в год. При 
этом оборот только транзитных контейнерных грузов переваливает далеко за 30 млрд. 
долларов.Периодическое научное издание                                                                                                
В мире научных открытий, 2009, №1                                                                                                                     149
Этот торговый путь, длина которого составляет 6245 километров, позволит сокра-
тить продолжительность перевозки грузов на 10-12 дней по сравнению с традиционным 
морским путем из Азии в Европу через Средиземное море и Суэцкий канал, время достав-
ки по которому сейчас занимает 35 дней. «Север - Юг» также сократит транспортные за-
траты примерно на 2 тыс. долларов за один грузовой контейнер.
В свое время СССР получал до 1,5 млрд. долларов в год за счет транзита грузов из 
стран Западной Европы в Иран и далее на арабский Восток и в Индию. Всего в 1970-80-е 
годы на иранском направлении транзитом через территорию СССР перевозилось до 5 млн. 
тонн грузов.
В создавшейся ситуации различным регионам юга России, в том числе и Дагестану, 
суждено играть возрастающую роль в налаживании партнерских торговых связей с зару-
бежными, особенно соседними, странами.
Так, внешнеторговый оборот республики в 2007 году оценивался (включая неорга-
низованную торговлю) в 449,5 млн. долларов, что на 2,8 процента больше оборота преды-
дущего 2006 года.
Во внешнеторговых операциях с Дагестаном участвовало около 35 стран. Основные 
из них - Азербайджан, Иран, Турция, Китай.
Внешнеторговый оборот со странами ближнего зарубежья, по данным Дагестанской 
таможни, составил 361,7 млн. долларов и увеличился за год на 2,4 процента больше, по 
сравнению с 2006 годом. Внешнеторговый оборот по странам дальнего зарубежья соста-
вил 152,8 млн. долларов и уменьшился на 19,7 процента. Товаропоток из республики в 
страны ближнего и дальнего зарубежья в прошлом году, по сравнению с аналогичным пе-
риодом предыдущего года, увеличился в 1,7 раза и составил 108 млн. долларов. В том 
числе в страны дальнего зарубежья соответственно в 1,9 раза - 108 млн. долларов. В стра-
ны ближнего зарубежья увеличился соответственно в 1,6 раза и составил 56,9 млн. долла-
ров. Товаропоток в республику за 2007 год, по сравнению с аналогичным периодом 2006 
года уменьшился на 12,3 процента и составил 253,7 млн. долларов. В том числе из стран 
ближнего зарубежья увеличился на 19,9 процента и составил 152 млн. долларов, из стран 
дальнего зарубежья, наоборот, уменьшился на 37,4 процента и составил 101,7 млн. долла-
ров.
Геостратегическое значение Дагестана заключается в  развитии взаимовыгодных 
экономических отношений Российской Федерации с закавказскими государствами, стра-
нами Среднего и Ближнего Востока. Исключительную роль Дагестан может сыграть и в 
решении проблем России по использованию природных ресурсов Каспийского моря. (Да-
гестан имеет более 400 километров прибрежной зоны). Каспийское море дает до 90% чер-
ной икры на мировой рынок. В акватории Каспийского бассейна расположены огромные 
запасы нефти и газа, по некоторым оценкам со временем они могут стать главными в ми-
ре. За влияние в этом регионе уже ведется борьба между транснациональными монополи-
стическими компаниями [4; 8; 9].
Республика Дагестан  – один из самых многонациональных субъектов Российской 
Федерации. Здесь, на сравнительно небольшой территории, проживает более 100 наций, в 
том числе более 30 коренных народов и этнических групп, говорящих на разных языках, 
14 коренных национальностей имеют свою письменность. За рубежами республики про-
живает многочисленная дагестанская диаспора [5]. Это произошло как в результате войн 
досоветского периода истории (эмиграция в страны мусульманского Востока, прежде все-
го в Турцию, Сирию, Иорданию), так и в результате установления государственной гра-
ницы России и Азербайджана, итогом которого является то, что большая часть лезгин, 
аварцев, цахуров проживают ныне в Азербайджане [6].
Тем не менее, основой национального самосознания дагестанцев является историче-
ское понимание своей общности, а также нахождение в составе России, как в едином Оте-
честве. Они получили право самостоятельного разграничения полномочий с федеральны-
ми органами власти и осуществления государственной власти и управления на территории                                                                                                                                Периодическое научное издание
150                                                                                                                    В мире научных открытий, 2009, №1                                                       
республики в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Даге-
стан. Дагестан объединен единством целей и задач по сохранению, самобытному разви-
тию и сотрудничеству всех населяющих его народов, укреплению своей государственно-
сти, сплочению усилий всех народов Дагестана по эффективному экономическому и куль-
турному строительству благополучной жизни. Дальнейшее упрочение этих традиций и 
целей, созидательных и добрососедских межнациональных отношений в Республике Да-
гестан во многом зависит от самочувствия каждого народа, дагестанца любой националь-
ности в своей республике и России. Историческая роль в этом процессе принадлежит рус-
ской нации, преобладающей в Российской Федерации в целом
5
. Именно своевременное 
разрешение проблем обустройства и благополучия русских в Российской Федерации, учет 
и удовлетворение их специфических интересов в Республике Дагестан во многом будут 
влиять на характер и климат межнациональных отношений в Республике Дагестан.
Основную опасность для устойчивого развития России представляют внутриполити-
ческие проблемы, имеющие тенденцию перерастания в противоречия, конфликты и кри-
зисы, возникающие, как правило, в проблемных регионах
6
.
По результатам исследования можно предложить:
- ограничение влияния на Дагестан с соседних нестабильных республик и государств 
региона через постоянный мониторинг, привлечением соответствующих структур госу-
дарства, с целью прекращению дестабилизации в регионе и защиты народов Прикаспий-
ского бассейна России;
- продолжение проводимых новым Президентом Республики Дагестан Муху Алие-
вым реформ власти и придание кадровой политике в Республике конкретного завершен-
ного смысла,  прием на государственную службу профессиональных кадровых менедже-
ров-управленцев. Они должны быть способны вывести республику из экономического и 
общественно-политического кризиса, превратить республику из дотационной в самооку-
паемую, а в будущем и донором, использовав ее природные богатства. Коррупция, пред-
ставленная  в форме продаж должностей и земель в республике проникла на все уровни 
государственной власти. Как следствие, в республике возникают стихийные митинги, вы-
ражающие недовольство населения межнациональными и межрелигиозными отношения-
ми,  некомпетентными руководителями, которые пришли к власти незаконными метода-
ми, не имея достаточного опыта, навыков и необходимых управленческих знаний для ру-
ководства;
- для обеспечения стабильности в республике и в целом в регионе, для решения за-
дач по реализации национально-государственных интересов на южных рубежах России, 
необходимо выявить состав членов террористических групп, выяснить причины и отсле-
дить механизмы террористических актов по отношению к сотрудникам правоохранитель-
ных органов с привлечением местных органов власти, Духовного управления мусульман 
Дагестана (ДУМД), широкого круга общественности, бывших представителей «ваххабит-
ских» течений лояльных к России и специальных структур (МВД, ФСБ).
- в целях сохранения централизованной власти необходимо использовать присутст-
вие «российского» фактора в Дагестане, которое является важным элементом современ-
ной истории Дагестана, стабилизирующим политические процессы в Республике. В связи 
с этим, было бы целесообразно восстановить советский метод подготовки и ротации кад-
ров с обязательным назначением на вторую должность в Республике – и в том числе вы-
борочно, в районных органах власти, где проживают разные национальности, (это акту-
                                                            
5
Именно от благополучия русского народа, увеличения его численности, укрепления национально-
го духа, как государствообразующей нации, всецело зависит сохранение целостности России и благополу-
чие всех остальных народов Российской Федерации.
6
К таковым можно отнести депрессивные регионы, дотируемые из Центра, регионы со сложным 
национальным составом, неоднозначной религиозной обстановкой, не прекращающими террористическими 
актами, подверженные влиянию центров нестабильности или внешнему воздействию. Республика Дагестан 
по всем параметрам относится к числу таких регионов.Периодическое научное издание                                                                                                
В мире научных открытий, 2009, №1                                                                                                                     151
ально и там, где наиболее остро стоят вопросы межнациональных противоречий), – пред-
ставителя русской национальности как профессионального управляющего, как политиче-
ского представителя центральной власти России и местного населения.
Становится очевидным, что для сохранения за Россией уникальных геополитических 
и экономических возможностей Каспийского региона, необходимо выработать геострате-
гию Российской Федерации, основанную на важнейшем базовом принципе, суть которого 
состоит в укреплении геополитического положения России на Кавказе, в Каспийском ре-
гионе, в Центральной Азии. И в этом плане Республика Дагестан выступает в роли ключе-
вого звена российской геополитики на Каспии. Добиваясь политической и экономической 
стабильности Дагестана, Россия добьется укрепления общероссийских позиций в Каспий-
ском регионе, поскольку российский Дагестан является не только транзитной или пригра-
ничной территорией, но и, что самое важное, обширным полигоном, обеспечивающим 
формирование единого политического, экономического, культурного, информационного 
пространств на территории государств Каспийского региона. Эта роль обусловлена высо-
ким экономическим и социальным потенциалом Дагестана, его уникальным геополитиче-
ским положением, наличием устойчивых национально-этнических, конфессиональных и 
культурных связей со странами региона, колоссальным опытом в решении основных, ти-
пичных для региона, проблем социально-экономического и культурного развития и меж-
национального общения.
Таким образом, можно констатировать, что в современных условиях Республика Да-
гестан как самый южный российский субъект, непосредственно граничащий с некоторы-
ми из участников международных и региональных центров силы, имеет значительный по-
тенциал в определении и защите геополитических и геостратегических интересов России 
в Каспийском регионе. В ходе её стратегии-реализации, Дагестан в своих связях с внеш-
ним  миром, во многом обусловленных приоритетами географического положения, при-
держивается основ единой внешнеполитической линии России на кавказско-каспийском 
направлении.
Вместе взятые проблемы формируют особую геополитическую конъюнктуру на 
Кавказе, превращая его в важнейшую стратегическую точку опоры, позволяющую доми-
нировать над окружающими пространством. Ранее, до XIX века, эта роль принадлежала 
преимущественно Дагестану и Прикаспию, тогда как на Центральном Кавказе из-за гео-
графической изолированности она была выражена слабее. Здесь, перефразируя геополи-
тический императив Макиндера можно сказать: «Кто контролирует Дагестан, тот контро-
лирует Северный Кавказ, и тем самым владеет ключами от Причерноморья и Каспия». В 
случае успешного решения Москвой, выше названых нами внутренних проблем Респуб-
лики Дагестан, Республика вполне способна укрепить слабеющие позиции России в ре-
гионе, способна взять на себя и решать многие федеральные проблемы, возникающие на 
Каспийском направлении. Прежде всего - на базе трансграничного сотрудничества, ис-
пользуя многовековой опыт межнационального общения в регионе, используя не только 
выше перечисленные факторы, но и исламскую идентичность стран каспийского региона, 
глубокое знание обычаев и традиций, и норм общежития народов, окружающих Каспий-
ское море. То есть, быть не только южным форпостом, но и доминирующим геополитиче-
ским игроком, выступающим от имени России в Каспийском регионе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиев, Г.Н. Дагестан в XXI веке: приоритеты государственной экономической 
политики. – Махачкала, 1998.
2. Гаджиев, К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2001.
3. Дахин, В.Н. Россия в современном мире / Государственная служба. – №4, 2003 
сентябрь.                                                                                                                               Периодическое научное издание
152                                                                                                                    В мире научных открытий, 2009, №1                                                       
4. Колчин, С. Нефть и газ Каспия: стратегические интересы России // Мировая эко-
номика и международные отношения. – 1998. – №3. – С. 97-103.
5. Магомеддадаев, А. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (История и со-
временность). – Махачкала, 2001.
6. Магомедов, А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала, 1994.
7. Малашенко, А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. – М., 2006.
8. Мальгин, А. Каспийская нефть и безопасность России // Власть. – 1999. – № 3. – С.
46-54.
9. Фоменко, О.В. Каспий и «нефтяная дипломатия». – М., 2001. – 104 с.
10. Юсупова, Г.М. Дагестан в новом геополитическом пространстве: конструктив-
ный потенциал и конфликтогенные факторы. – Махачкала, 2007.
© К. Г. Ланда, 2009
Получена: 16.12.2008 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)