Əməliyyat-axtarış fəaliyyəti həyata keçirən orqanlara vətəndaşların yardım göstərməsinin hüquqi tənzimlənməsi (Dissertasiya)

Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение... стр. 4
Глава 1. Развитие правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
§ 1. Периодизация развития российского законодательства об оперативно-розыскной деятельности... стр. 18
§ 2. Возникновение сыска в Древнерусском государстве и правовая регламентация в X-XVII веках использования содействия населения в розыске преступников... стр. 35
§ 3. Правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи (XVIII в. - начало XX в.) и содействия населения органам сыска... стр. 53
§ 4. Правовое регулирование содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в советский и постсоветский периоды истории России (с 1917г.)... стр. 96
- 3 -
Глава 2. Правовое регулирование российским законодательством содействия отдельных граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на современном этапе
§ 1. Понятие и сущность содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по современному российскому законодательству... стр. 131
§ 2. Конфиденциальное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность... стр. 148
§ 3. Контракты с лицами, содействующими органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность... стр. 159
§ 4. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ... стр. 166
Заключение... стр. 171
Список использованной литературы ... стр.178
Приложение... стр. 213
- 4 -
Введение

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая диссертация посвящена комплексному исследованию правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Актуальность темы исследования. Глубокие социально-экономические преобразования в Российской Федерации вызвали в последние годы резкий рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной1 .
Так, например, если в 1985 году в России было зарегистрировано 1.416.935, в 1989 - 1.619.1812, а в 1990 - 1.839.451 преступление3, то в 1992 году их уже зафиксировано 2.760.6594, а в 1993 году -
1 Увеличение числа преступлений характерно не только для России. При имеющихся существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах, определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост. Об этом см., например.: Лунеев В. В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские // Государство и право. 1993. N 5. С. 5-13; Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 14-30.
2 См. Преступность и правонарушения в СССР. Статистический сборник. М., 1990. С. 26.
3 См. Преступность и правонарушения в СССР. Статистический сборник. М., 1991. С. 11.
4 См. Руднев В., Иллеш А. Убийства на бумаге и преступность на улицах // Известия. 1994. 27 апреля.
- 5 -
2.799.6141. После снижения в 1994 году общего количества зарегистрированных преступлений до 2.632.7082, в 1995 году вновь произошло их увеличение до 2.755.669, и тенденция к росту количества совершаемых преступлений сохраняется. И хотя официальная статистика 1996-1997 годов констатировала снижение преступности, криминологические исследования показывают, что такого снижения не происходит, напротив, преступность непрерывно растет. Оценки криминологов подтверждают и статистические данные о состоянии преступности в России в 1998 году. Всего в 1998 году зарегистрировано 2.581.940 преступлений, что на 7,7% больше, чем в 1997 году3.
В условиях роста преступности, отличающейся высокой степенью организованности, вооруженности и профессионализма, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-розыскной деятельности.
Опыт показывает, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий, без использования в качестве вспомогательной информации данных, полученных оперативно-розыскным пу-
1 См.: Состояние преступности в России за 1993 год. М., 1994. С. 3.
2 См.: Итоги работы органов внутренних дел и внутренних войск в 1994 году // Щит и меч. 1995. С. 4-9.
3 См.: Состояние преступности в России (за январь-декабрь 1998 года). М., 1999. С. 4, 35.
- 6 -
тем, без привлечения граждан к борьбе с преступностью и использования агентуры.
Учитывая выше изложенное, следует признать, что изучение вопросов правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, практики привлечения граждан к такому содействию и соблюдения при этом прав и свобод личности актуально в современных условиях и сохранит свое значение для правоохранительных органов России в будущем.
Следует особо отметить, что в России не было соответствующей правовой базы, четко регламентирующей проведение оперативно-розыскной деятельности ни в период Российской Империи, ни в советский период. Лишь в последние годы российские правоохранительные органы получили необходимую правовую базу, обеспечивающую должную организацию оперативно-розыскной деятельности и создающую условия для привлечения к содействию этой деятельности отдельных лиц, в том числе их правовую и социальную защиту.
С принятием Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции"1 и Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 года "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"2 впервые в российской истории было сделано отступление от практики правового регулирования
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст. 892.
- 7 -
оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и спецс- лужб закрытыми (секретными) ведомственными нормативно-правовыми актами, а граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, получили правовые гарантии защиты со стороны государства.
Однако потребности практики таковы, что нормативная база, регламентирующая вопросы, связанные с использованием содействия отдельных граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, нуждается в совершенствовании, поскольку многие её положения не отвечают современным потребностям.
Необходима и активизация научных исследований в этой сфере. В юридической литературе рассматриваются лишь в общей форме различные аспекты, связанные с привлечением граждан к содействию органам, осу- ществляющим оперативно-розыскную деятельность, и отсутствуют открытые комплексные исследования, посвященные вопросам правового регулирования содействия граждан указанным органам.
Таким образом, особое значение приобретают необходимость совершенствования оперативно-розыскного законодательства и выработка научно обоснованных рекомендаций по правильному и точному его применению.
Помимо этого актуальность исследования определяется необходимостью укрепления гарантий безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также потребностью повышения правовой культуры сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов и эффективности их деятельности.
Кроме того, еще не нашла должного отражения в научных исследованиях и история развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Выбор темы исследования обусловлен актуальностью вопросов право-
- 8 -
вого регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав, непознанностыо этих вопросов юридической наукой.
Степень разработанности темы. В отечественной юридической и исто-рико-правовой литературе в последнее десятилетие значительно возрос интерес к исследованиям как оперативно-розыскной деятельности в целом, так и отдельным ее составляющим, а также и к истории предшественника оперативно розыскной деятельности - уголовного сыска1.
Вместе с тем еще нет открытых монографических работ и диссертационных исследований, посвященных правовому регулированию содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
1 В числе опубликованных в 1991-1998 годах научных исследований в сфере оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, следует выделить следующие работы: Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. Монография. М., 1997; Шумилов А.Ю. Начала уголовно-розыскного права: Монография. М., 1998; Сурков К.В. Принципы полицейской разведки: Учебное пособие. СПб., 1995; Сурков К.В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск: Монография. СПб., 1996. Сурков К. В. Опыт законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Монография. СПб., 1998; Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. М., 1997; Доля Е.А. Ис-
- 9 -
и истории развития данного правового института.
Объектом диссертационного исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предметом диссертационного исследования - правовое регулирование этих отношений.
пользование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 1996; Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. Н.Новгород, 1997; Деятельность таможенных органов по выявлению и раскрытию преступлений: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.В.Федорова и А. В. Аграшенкова. СПб., 1998.
Из проведенных в 1990 - 1999 годах историко-правовых исследований сыска необходимо отметить такие, как: Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917 гг.). Вып. 2. М., 1992; Мулукаев Р. С. Полиция в России (1Хв. - нач. ХХв.): Монография. Н.Новгород, 1993; Федоров К.Г., Ярмыш А. Н. История полиции дореволюционной России. Ростов-на-Дону, 1981; Полиция и милиция России: страницы истории / А.В.Борисов, А.Н.Дугин, А.Я.Малыгин и др. М., 1995; Лысенко В. В., Сальников В. П., Сизиков М. И., Филиппова С. В. Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России. СПб., 1996; Власов В.И., Гончаров Н. Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика): Монография. Домодедово, 1997; Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России в IX-XX веках (историко-правовое исследование): Монография. В 2-х частях. Домодедово, 1997; Елинский В. И. Становление и развитие уголовного сыска в России (X в. - нач. XX в.): Монография. М., 1997;
- 10 -
Целью диссертационного исследования является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания и генезиса правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; в) предложение решений ряда дискуссионных вопросов, формулирование некоторых научных выводов и практических рекомендаций по совершенствованию оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства.
Исходя из намеченной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть вопросы соблюдения прав и свобод личности (человека) при привлечении к содействию отдельных лиц оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также вопросы реализации принципов оперативно-розыскной деятельности при установлении отношений содействия;
- оценить социальную и правовую защиту лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- изучить развитие правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и проанализировать историю развития российского законодательства, регламентирующего эту сферу оперативно-розыскной деятельности;
- изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень теоретической разработанности данной темы;
- определить содержание и объем правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель-
- и -
ность;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства об оперативно-розыскной деятельности, а также рекомендации для правоохранительных органов по правовым вопросам привлечения к содействию отдельных граждан оперативными подразделениями.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической базой исследования явились диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой и логико-теоретический частно-научные методы изучения.
При написании диссертации использовались Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации и иные нормативные акты, литература по вопросам оперативно-розыскной деятельности, уголовному процессу, криминалистике, организации и деятельности суда и прокуратуры, государственному и административному праву, теории права, философии.
В своей работе диссертант опирался на труды В.М. Атмажитова, Р. С. Белкина, Ю. С. Блинова, В. В. Вандышева, И. А. Возгрина, Д. В. Гре-бельского, В. Ю. Голубовского, К. К. Горяинова, А. И. Гурова, Е. А. Доли, В. И. Зажицкого, И. И. Карпеца, Ю. Ф. Кваши, А. Г. Лекаря, В. В. Лысенко, А.О. Лядова, А. Г. Маркушина, В. И. Михайлова, Р. С. Мулукаева, И. И. Мушкета, B.C. Овчинского, С.С. Овчинского, К.Т. Ростова, Д.В. Ривмана, В. И. Рохлина, В. Н. Рябчука, В. П. Сальникова, В. Г. Самойлова, Г. К. Си-нилова, К. В. Суркова, А. В. Федорова, А. Ю. Шумилова и других известных ученых.
В диссертации также использованы публицистические материалы, посвященные проблемным вопросам оперативно-розыскной деятельности, в частности, использованию оперативными подразделениями органов, осу-
- 12 -
ществляющих оперативно-розыскную деятельность, содействия отдельных лиц.
Эмпирической базой исследования явились материалы анализа оперативно-розыскной, следственной и судебной практики.
Кроме того, в диссертационном исследовании нашли отражение личный опыт работы автора в оперативных подразделениях органов МВД России и опыт научной и преподавательской работы диссертанта в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России, Санкт-Петербургской академии МВД России и Санкт-Петербургском университете МВД России.
Основные научные результаты заключаются в том, что автором разработаны и обоснованы предложения по совершенствованию оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в части правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также практики работы оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Научная новизна работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблемы и определяется комплексным рассмотрением вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В диссертации впервые предпринята попытка комплексного исследования правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и особенностей защиты их прав.
Теоретическое значение работы заключается в раскрытии содержания и юридической природы правовых норм, образующих правовой институт содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, показе особенностей реализации гарантий социальной и
- 13 -
правовой защиты, в т.ч. в уголовном процессе, лиц, содействующих оперативным подразделениям, в теоретическом обосновании некоторых предложений по совершенствованию нормативного регулирования деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по привлечению к содействию отдельных лиц.
Практическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования выработаны предложения по совершенствованию законодательно-нормативной базы, регулирующей вопросы оказания содействия отдельными лицами органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и в целом регламентирующих оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность.
Полученные диссертантом результаты исследования могут использоваться: 1) в научно-исследовательской работе при анализе правового института содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и ряда вопросов оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности; 2) в практической деятельности оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов дознания и следствия при проведении следственных действий с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности, а также при осуществлении прокурорского надзора; 3) при разработке законодательных и ведомственных нормативных актов по этим вопросам; 4) в преподавании таких юридических дисциплин, как теория оперативно-розыскной деятельности, уголовный процесс, криминалистика, история права, прокурорский надзор.
Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие выводы и предложения, имеющие теоретическое и практическое значение:
1. Разработанная периодизация развития российского законодатель-
- 14 -
ства об оперативно-розыскной деятельности.
2. Предложения о внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе:
- об изменении неточной формулировки закона (глава IV, статья 17 и др.) и указании на возможность оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлекать к содействию отдельных лиц (а не граждан, как это указано в ряде статей закона, ибо к содействию могут привлекаться как граждане Российской Федерации, так и иностранцы и лица без гражданства);
- о нормативном определении и разграничении понятий содействия и сотрудничества отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- о раскрытии в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" содержания каждого из оперативно-розыскных мероприятий, к подготовке и проведению которых могут привлекаться отдельные лица, содействующие осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам, так как в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина.
3. Общая характеристика особенностей правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав и законных интересов.
4. Предложения о внесении дополнений в статью 5 УПК РСФСР о том, что возбуждение уголовных дел о преступлениях, связанных с преданием гласности сведений о лицах, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, допускается лишь с согласия этих лиц, выраженного в письменной форме, за исключением случаев совершения преступлений такими лицами, то есть о дополнении указанной статьи еще одним основанием для отказа в воз-
- 15 -
буждении уголовного дела и прекращения возбужденных уголовных дел.
Реализация и апробация научных исследований. Предложения и выводы диссертанта нашли практическое использование при подготовке модельного закона "Об оперативно-розыскной деятельности" для государств - участников Содружества Независимых Государств.
Основные результаты исследования обсуждены в Главном управлении внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в 5 Управлении 8 Главного управления МВД России, где получили положительную оценку и используются в практической работе.
Ряд положений диссертационного исследования используется в учебном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии и при проведении занятий в системе профессиональной подготовки сотрудников Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на совместных заседаниях кафедр оперативно-розыскной деятельности, уголовного процесса, криминалистики и истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России.
Они также получили апробацию в тематических выступлениях автора на международной научно-практической конференции "Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: проблемы теории и практики" (20-21 марта 1997г., Санкт-Петербург); на межвузовской науччо-практической конференции "Актуальные проблемы борьбы с преступностью в современных условиях" (22 мая 1997 г., Санкт-Петербург); на межвузовской научно-практической конференции "Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов" (27 ноября 1997 г., Санкт-Петербург); на между-
- 16 -
народной научно-практической конференции "Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс" (9-10 апреля 1998г., Санкт-Петербург); на международной научно-практической конференции "МВД России - 200 лет" (28-29 мая 1998 г., Санкт-Петербург); на международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов" (20 ноября 1998 г., Санкт-Петербург); на международной научно-практической конференции "Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры" (15-16 декабря 1998 г., Санкт-Петербург); на международной научно-практической конференции "Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики" (12-13 февраля 1999 г., Санкт-Петербург); на научно-практическом семинаре-совещании эксперт-но-криминалистических подразделений Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 1998 год "Проблемы повышения эффективности экспертно-крими-налистического обеспечения раскрытия и расследования тяжких преступлений против личности" (19 января 1999 г., Санкт-Петербург); на международной научно-практической конференции "Роль таможенной службы в условиях переходного периода" (18-19 марта 1999 г., Санкт-Петербург); на Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и прикладные проблемы экспертно-криминалистической деятельности (к 80-летию Экспертно-криминалистических подразделений МВД России)" (7-8 апреля 1999 г., Санкт-Петербург); на межвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы ОРД на современном этапе" (20 мая 1999 г., Санкт-Петербург); на научно-практической конференции "Наркомания и наркобизнес: проблемы противодействия (25 мая 1999 г., Санкт-Петербург); на Всероссийской научно-практической конференуии "Актуальные проблемы безопасности информационного пространства" (5-8 октября 1999 г., Санкт-Петербург).
- 17 -
Основные положения диссертации приведены в 25 открытых научных работах соискателя общим объемом 41,1 печатных листа, опубликованных в 1997-1999 годах.
Обоснование структуры диссертации. Необходимость комплексного рассмотрения правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предопределила структуру, объем и содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих содержание исследуемых автором проблем, и заключения.


Тип работы: Магистерская работа / диплом
Год: 1999
Страниц: 213
Стоимость: 800 рублей


Для покупки этой работы, необходимо заполнить нижеследующую форму:
Способ оплаты:
от способа оплаты зависит срок доставки работы - - Выберите из списка - - Оплата банковским переводом Перевод через WebMoney Перевод через Яндекс.Деньги Оплата картами электронных платежных систем (WebMoney,Яндекс.Деньги) Почтовый перевод Оплата через терминалы приема платежей в вашем городе Получить у представителя (услуга платная – дополнительно +700 руб.)
- - Оплатить можно в любом почтовом отделении РФ, так и в коммерческом банке. Работы высылаются в течение 4-х часов с момента поступления денег. Обычный срок зачисления денег электронным переводом – 1-2 суток. По копиям квитанций работы мы НЕ высылаем, так что в любом случае срок доставки работы при данном способе оплаты составляет не менее 2-х рабочих дней.
ИТОГО К ОПЛАТЕ: 800 рублей

--------------------------------------------------------------------------------

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами