DÖVLƏT SƏRHƏDİNİN POZULMASININ TƏHQİQATI METODİKASI

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕРШАЕМОГО В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...13
1.1. УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РОСТУ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
Государственной границы Российской Федерации...13
1.2. Структура криминалистической характеристики незаконного пересечения государственной границы российской федерации и ее субъективные элементы ...26
1.3. Объективные элементы криминалистической характеристики незаконного пересечения государственной границы российской Федерации...45
ГЛАВА II. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...62
2.1. Возбуждение уголовного дела о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации...62
2.2. Организация расследования дел о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации...86
2.3. Тактика производства отдельных следственных действий при расследовании незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации...114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...137
БИБЛИОГРАФИЯ...147
ПРИЛОЖЕНИЯ...172'




Введение



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется совокупностью ряда факторов:
- во-первых, изменением прохождения Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница) на подавляющем большинстве рубежей после прекращения существования СССР (около 75% ее участков оказались на новых рубежах), а также неоформленностью в международно-правовом отношении границ некоторых сопредельных с Российской Федерацией государств.
Как следствие, увеличилось количество участков Государственной границы, где контроль за перемещением лиц, товаров и грузов через нее ослаблен в силу отсутствия необходимых организационных и технических ресурсов. В первую очередь это касается тех пунктов пропуска, которые были образованы на новых направлениях;
- во-вторых, наличием большого количества подразделений (более 450), охраняющих Государственную границу на каналах транспортных сообщений (в частности, пунктов пропуска через Государственную границу). При этом многие из них слабо оснащены в техническом отношении, что не позволяет им качественно и эффективно решать задачи по охране и защите Государственной границы;
- в-третьих, увеличением трудоемкости контроля за пересечением Государственной границы лицами, а также за перемещением транспортных средств и грузов (это связано с тем, что возрос объем и количество миграционных потоков между Россией и зарубежными странами);
- в-четвертых, увеличением количества лиц, пытающихся незаконно пересечь Государственную границу: так, если в 1998 году было задержано 4577 нарушителей Государственной границы, то в 1999 - 4300, в 2000 - 6891, в 2001
4
- 92331, в 2002 - 61392, а в 2003 - 56143 нарушителей (в последнее время данный показатель начал снижаться благодаря усилиям государства в области борьбы с незаконной миграцией). Важно отметить, что большая часть из данных нарушителей пытается пересечь Государственную границу в пунктах пропуска: согласно статистике, только за 2002 год более 4 тысяч имели намерение пересечь границу по поддельным и чужим документам (что составляет около 60 % от общего количества нарушителей, задержанных пограничными органами и войсками в 2002 году)4.
В свою очередь, показатели деятельности органов дознания пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - пограничных органов) свидетельствуют, что если 1998 году было возбуждено 155 уголовных дел по незаконному пересечению Государственной границы, то в 1999 - 293, в 2000 - 373, в 2001 - 454, в 2002 - 471, а за 2003 г. - более 511 уголовных дел3;
- в-шестых, устареванием имеющихся методических разработок, посвященных расследованию незаконного пересечения Государственной границы, которые не отвечают в настоящее время требованиям действующего законодательства и условиям борьбы с незаконным пересечением Государственной границы России, а также не предусматривают специфики расследования подвида данного преступления, совершаемого в пунктах пропуска через Государственную границу России6. Об этом, в частности, может свидетельствовать
1 См.: Справка об основных результатах служебно-боевой деятельности войск и органов ФПС России в 1998-2002 гг. (сведения размещены на сайте http://www.fps.ru).
См.: Основные итоги деятельности Пограничной службы Российской Федерации за
2002 год (сведения размещены на сайте http://www.fps.ru).
3 См.: Основные итоги деятельности Пограничной службы Российской Федерации за
2003 год (сведения размещены на сайте http://www.fps.ru).
4 См.: В 2002 году пограничникам более 4000 раз пытались на паспортном контроле предъявить «липу». - М.: Пресс-центр ФПС России, 2003 (сведения размещены на сайте http://www.fps.ru).
? См.: Номенклатурное дело «Обобщенные материалы по правоприменительной деятельности Пограничной службы Российской Федерации». №75. 2003. Т.1.197 с. / ОРУ ФПС России.
Между тем, методы и средства совершения данной категории преступлений постоянно совершенствуются, тогда как технико-криминалистические средства, использующиеся
5
статистика вынесения судами оправдательных приговоров по данной категории уголовных дел, количество которых возросло за период 1999-2004 гг. с 0,62 до 2,79 Го1.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием общих вопросов пограничной безопасности Российской Федерации в разное время занимались Б.М. Клименко, В.А. Косарев, А.В. Носков, С.Д. Савченко, Ю.И. Скуратов, Д.С. Субботкин, Ю.А. Тихомиров, Э.М. Филиппов, В.Е. Хво-щев, В.Б. Чамаров, А.С. Щербаков и другие2.
Вопросы законодательного регулирования уголовно-процессуальной деятельности органов дознания и следственных подразделений в вооруженных силах и иных воинских подразделениях, а также проблемы, связанные с их правоприменительной практикой, рассматривались в работах А.И. Кривенко, В.П. Кувалдина, И.И. Мельникова, А.С. Самойлова, А.А. Толкаченко, А.Ю. Шумилова и других исследователей3.
в борьбе с преступностью, на сегодняшний день далеко не всегда достигают своей цели — оптимизации процесса расследования и профилактики данной категории преступлений.
1 Информация приводится на основании данных Следственного управления ФСБ России.
" См.: Клименко Б.М. Международно-правовые аспекты безопасности государственных границ // Советский ежегодник международного права. - М., 1989. - С. 108-118; Косарев В.А. Социально-философский анализ пограничной политики России в центрально-азиатском регионе в 90-х годах XX века. - М., 1997. - 22 с; Носков А.В. Безопасность границы - по закону // Законность. - 2000. - № 2. - С. 8-12; Савченко С.Д. Кавказский пограничный регион России в современном геополитическом пространстве // Безопасность. - 1999. - № 11/12. -С. 81-91; Скуратов Ю.И. Государственная граница России: формирование правовой основы // Государство и право. - 1993. - № 10. - С. 16-25; Тихомиров Ю.А. Пограничная политика России на внешних границах государств-участников СНГ Северо-Кавказского региона // Безопасность. - 2001. -№ 1/2. - С. 156-160; Филиппов Э.М. Федеральная пограничная служба России - гарант национальной безопасности страны: актуальные проблемы охраны границы на Северо-Западе // Учен. зап. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. таможен, акад. -СПб., 1999. - № 3. - С. 35-50; Хвощев В.Е.; Муллаянов Р.Ш. Пограничная политика и безопасность. - Челябинск, 2001. - 345 с; Чамаров В.Б. Международно-правовые проблемы разграничения государственных территорий и морских пространств: Дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2001; Щербаков А.С. Пограничная безопасность России и система ее обеспечения // Безопасность. - 1996. -№ 1/2. - С. 44-52.
J См.: Кривенко А.И. Взаимодействие следователей и разведаппаратов пограничных войск при расследовании уголовных дел о нарушении Государственной границы СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВШКГБ, 1998; Кувалдин В.П.. Тагиров И.В. Кавказский аспект // Интерпол в России. - 2000. - №4; Мельников И.И. Дознание в Вооруженных Силах СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВКИ, 1986; Самойлов А.С. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, при установлении вины по делам о преступлениях.
6
Теоретической проработке отдельных вопросов производства дознания и предварительного следствия в Пограничной службе Российской Федерации посвящены работы Т.В. Андреевой, С.А. Васютина, В.А. Кузнецова, М.В. Сли-фиша, Н.П. Фролкина, И.В. Шульгина и других1.
Попытки произвести комплексный анализ незаконного пересечения Государственной границы были предприняты Л.Д. Самыгиным и Г.М. Лапшиным2, но и данные работы, несмотря на свою теоретическую и практическую значимость, частично устарели и не отражают специфики органов пограничного контроля и их деятельности по расследованию незаконного пересечения Государственной границы в пунктах пропуска через Государственную границу.
В целом, большинство данных исследований либо носят по отношению к рассматриваемой теме локальный характер, либо основаны на нормах ныне не действующего законодательства (УПК РСФСР, КоАП РСФСР и т.д.).
Вышеперечисленные факторы, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют о необходимости произвести комплексное теоретическое исследование, посвященное избранной автором проблематике.
предусмотренных ст. 15-1 Закона «Об уголовной ответственности за воинские преступления» (тезисы) // Вопросы уголовного права и уголовного процесса и практики применения уголовно-процессуального законодательства в связи с его изменением и дополнением на основе Конституции СССР: Матер, науч.-практ. конф. - М.: Воен. ин-т, 1985; Толкаченко А.А. Приоритеты в борьбе с преступностью // Право в Вооруженных Силах. -2000. №12; Шумилов А.Ю. Законодательная база деятельности спецслужб // Белая книга российских спецслужб: Сб. ст. - М., 1995. - С. 138-140.
1 См.: Андреева Т.В. Проблемы административно- и уголовно-процессуальной деятельности органов пограничной службы в процессе решения задач охраны морских биологических ресурсов // Право в Вооруженных Силах. - 1999. - № 9. - С. 36-37; Васютин С.А. Предупреждение преступности в сфере информационных технологий в деятельности пограничной службы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2003; Кузнецов В.А. Процессуальное оформление осмотра места происшествия по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РУДН, 2002; Слифиш М.В. Прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки органами военной юстиции: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС РФ, 2002; Фролкин Н.П. Технико-криминалистическое обеспечение деятельности оперативных органов в сфере защиты и охраны Государственной границы (правовые, организационные и научные аспекты) // Матер, межвед. научно-практ. конф. - М.: МВИ ФПС России, 2001; Шульгин И.В. Теоретико-правовые аспекты предварительного расследования (по материалам органов дознания Пограничной службы Российской Федерации): Дис... канд. юрид. наук. -М., 2003.
2 См.: Самыгин Л.Д. Расследование незаконного перехода Государственной границы СССР. - М.: ВШ КГБ СССР. 1969; Лапшин Г.М. Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. - СПб.. 2002.
7
Целью исследования является разработка частной криминалистической методики расследования незаконного пересечения Государственной границы в пунктах пропуска через Государственную границу.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- проанализировать условия, способствующие росту незаконного пересечения Государственной границы;
- разработать структуру криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы, совершаемого в пунктах пропуска;
- исследовать существующую практику расследования незаконного пересечения Государственной границы в пунктах пропуска;
- раскрыть особенности производства проверки поступивших в орган дознания пограничных органов материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту незаконного пересечения Государственной границы;
- выявить типичные следственные ситуации, возникающие при расследовании рассматриваемого вида преступления;
- сконструировать систему следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в зависимости от следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования;
- разработать методические рекомендации по тактике производства следственных действий, наиболее типичных для расследования рассматриваемого преступления;
- сформулировать предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты с целью оптимизации процесса выявления, пресечения и расследования рассматриваемого вида преступления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования правонарушений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы в пунктах пропуска через Государственную границу.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты организации предупреждения, раскрытия и расследования незаконного пересечения Государственной границы.
Методологической основой исследования являются диалектический, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и статистический методы познания. В частности, в работе использовался анализ статистической информации о фактах незаконного пересечения Государственной границы. При написании диссертации использовались труды специалистов по философии, теории государства и права, уголовному праву и уголовному процессу, криминологии, криминалистике, юридической психологии и теории оперативно-розыскной деятельности.
Нормативной основой исследования являются нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие отношения в сфере обеспечения государственной безопасности (в частности, борьбы с преступностью, а также обеспечения пограничной безопасности): Конституция Российской Федерации 1993 года; кодексы Российской Федерации и РСФСР, федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты ФПС России, ФСБ России и других государственных органов, осуществляющих деятельность в вышеуказанной сфере.
Теоретической основой исследования послужили труды Т.В. Аверьяновой, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, А.Н. Васильева, И.А. Возгрина, А.Ф. Волынского, Р.Е. Деминой, В.Ф. Ермоловича, Г.А. Зорина, Г.Г. Зуйкова, Э.Д. Курановой, Г.М. Лапшина, А.А Облакова, И.Ф. Пантелева, Л.Д. Самыгина, Т.А. Седовой, Н.А. Селиванова, М.С. Строговича, О.В. Танкевича, А.Г. Филлипова, С.Н. Чу-рилова, А.А. Эскархопуло, Н.П. Яблокова1 и других ученых.
1 См.: Криминалистика: Учеб. для студ. вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Российская; Под ред. Р.С. Белкина - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000; Баев О.Я. Основы криминалистики: Курс лекций. - М: Экзамен. 2001; Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 3. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. — М.: Юристъ. 1997; Васильев А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. - М.: Леке Эст. 2002; Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений: Курс лекций. - СПб.. 1993. Ч. 3: Волынский В.А. Криминалистическая техника: наука-техника-общество-человек. - М: Юнити. 2000; Демина Р.Е. Про-
9
Эмпирическую базу исследования составляют результаты проведенного диссертантом анализа результатов служебно-боевой деятельности пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности за 1998-2003 гг., а также следственной практики Следственного управления ФСБ России за 1999-2004 гг., отдела дознания оперативного отдела ООПК «Москва» ФСБ России и Следственной службы УФСБ по Калининградской области за 1997-2003 г. по расследованию незаконного пересечения Государственной границы.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором в представленном исследовании:
- на основе анализа условий, способствующих росту незаконного пересечения Государственной границы, раскрыты элементы структуры криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы, совершаемого в пунктах пропуска;
- выявлены типичные следственные ситуации, возникающие в процессе расследования, и разработан типовой перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по каждой из данных ситуаций на первоначальном этапе расследования незаконного пересечения Государственной границы;
блемы криминалистической регистрации и ее использование в расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2001; Ермолович В.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. - Минск: Амалфея, 2001; Зорин Г.А., Танкевич О.В. Понятие и основные признаки транснациональной преступности. - Гродно, 1997; Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1970; Куранова Э.Д. 05 основных положениях методики расследования отдельных видов преступлений // Вопросы криминалистики. - 1962. - № 6-7; Облаков А.Ф., Тимербаев А.Т. Организация и тактика осмотра места происшествия: Учеб. пособие. - Хабаровск, 1992; Пантелеев И.Ф. Актуальные проблемы раскрытия преступлений. - М., 1985; Криминалистика: Учебник / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эскархопуло. - СПб.: Лань, 2001; Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М: Юрид. лит., 1984; Строгович М.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. - М., 1955; Криминалистика: Учебник / Под ред. проф. А.Г. Филлипова (отв. ред.) и проф. А.Ф. Волынского - М.: Спарк, 1998; Чурилов С.Н. Криминалистическая методика: история и современность. - М.: Маркетинг, 2002; Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика преступлений как составная часть общей криминалистической теории // Вестник Московского университета. - 2000. - № 2. - (Право: Сер. 11).
10
- на основе анализа существующей практики органов дознания и следственных органов федеральной службы безопасности разработаны методические рекомендации по тактике производства отдельных следственных действий, наиболее типичных для расследования рассматриваемого в работе вида преступления;
- сформулированы предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты с целью оптимизации процесса выявления, пресечения и расследования рассматриваемого вида преступления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что практические рекомендации, разработанные соискателем, могут быть использованы:
- при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях);
- в процессе деятельности органов дознания и предварительного следствия федеральной службы безопасности, осуществляющих производство по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы в пунктах пропуска через Государственную границу;
- при создании и эксплуатировании межведомственного информационного банка криминалистически значимой информации;
- в процессе преподавания курсов военного, уголовного, уголовно-процессуального права, криминалистики, а также спецкурсов, направленных на рассмотрение правового регулирования, организационно-тактических и методических особенностей деятельности органов дознания и следственных органов федеральной службы безопасности.
По итогам диссертационного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:
1. Разработанная автором структура криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы, совершаемого в пункте пропуска, которая включает в себя типичные данные о субъективных элементах преступного деяния (о личности преступника, его мотивах и целях, а также типичные данные о преступных сообществах) и объективных элементах (о наибо-
11
лее типичных способах совершения преступления, следах преступного деяния), характеризующих различные его стороны, а также другие сведения, имеющие значение для расследования.
2. Выявленные автором особенности производства проверки поступивших в орган дознания пограничных органов материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту незаконного пересечения Государственной границы, обусловленные: спецификой деятельности вышеуказанных органов, а также органов пограничного контроля; использованием данных, получаемых из оперативно-справочных и справочно-вспомогательных учетов; производством должностными лицами органов пограничного контроля специальных исследований на данной стадии расследования.
3. Предложенная автором система следственных действий и оператив-но-розыскнь1Х^мероприетий, позволяющая оптимизировать процесс производства предварительного расследования незаконного пересечения Государственной границы, которая включает типовые перечни следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по каждой из следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования рассматриваемого автором преступления.
4. Разработанная автором методика производства тех следственных действий, которые имеют свои особенности при расследовании рассматриваемой категории преступлений: следственный осмотр документа, удостоверяющего личность, допрос подозреваемого, назначение и производство технико-криминалистической экспертизы.
5. Сформулированные автором теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию действующего законодательства в целях оптимизации процессов выявления, пресечения, раскрытия и расследования рассматриваемой автором группы преступлений.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре уголовно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России и были отраже-
12
ны в публикациях автора: в материалах межведомственной научно-практической конференции, посвященной проблемам оперативно-служебной деятельности пограничных органов, и в сборнике статей Московского пограничного института ФСБ России, общим объемом 1,2 п.л.
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа), заключения, библиографии и приложений.
13
ГЛАВА I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕЗАКОННОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕРШАЕМОГО В ПУНКТАХ
ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Условия, способствующие росту незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации
В связи с прекращением существования Советского Союза как государственного образования, изменением его геополитического положения и последующими вслед за этим изменениями в политической и экономической жизни России резко увеличилось количество лиц, пытающихся незаконно пересечь Государственную границу. Так, по данным МВД России, только через пограничные пункты пропуска в 2002 г. в страну въехали 22,6 млн. человек. Из них выявлено с недействительными документами 24,6 тыс. человек. При этом территориальными подразделениями по делам миграции и паспортно-визовыми подразделениями МВД за нарушения режима пребывания были задержаны и выдворены 22 тысячи иностранцев и лиц без гражданства, привлечены к административной ответственности около 1,5 млн. человек1. Это, прежде всего, касается стран - бывших республик СССР (особенно республик Северного Кавказа - к примеру, только за первые 5 месяцев 2003 г. на различных законных основаниях в пунктах пропуска через границу Северо-Кавказского регионального управления Пограничной службы России не было пропущено более 9900 человек и задержано свыше 320 нарушителей Государственной границы2), стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока (см. Приложение 1). Противоречия сегодняшнего мира, его развитие под давлением
1 См.: Семенова И., Хадаев А., Федосенко В. Объявлена депортация пришлых народов // Российская газета. - 2003. - 11 апр.
: См.: Пограничная хроника // Вестник границы России. - 2003. - № 4. - С. 7.
14
обостряющихся политических, экономических, социальных и иных проблем ведут к дестабилизации обстановки во многих развивающихся государствах и охватывают целые регионы.
Необходимо отметить, что и раньше совершались преступления в сфере деятельности по охране Государственной границы. Но это в большей степени касалось пересечения границы на местности. При существовавшей ранее системе охраны Государственной границы нарушителям проще было преодолеть ее путем пролаза или подкопа через сигнализационную систему, используя подручные приспособления, лыжи, ходули и т.д. и т.п. Причем данным способом пересечения пользовались в равной степени как агенты спецслужб сопредельных государств, незаконные мигранты, так и местные жители с хозяйственно-бытовыми целями. В настоящее же время подобными способами пользуются разве что последние. Гораздо проще стало пересечь границу в пункте пропуска, открытом для международного сообщения, по поддельным документам, тем более что современные технологии позволяют осуществить подделку документа на достаточно высоком технологическом уровне.
Незаконное пересечение Государственной границы необходимо рассматривать, прежде всего, как противоправное деяние, которое имеет свои социальные причины, в значительной степени его обуславливающие. Во-первых, следует отметить резкий рост миграционных потоков в Российскую Федерацию. На сегодняшний день миграция все чаще рассматривается не только как явление, носящее международный характер, но и являющееся достаточно важной внутригосударственной проблемой. Можно констатировать, что с увеличением качественного показателя миграции происходит рост незаконных мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. Только за 2002 год на заработки в Россию приехали граждане из 119 государств, в том числе из 43 европейских стран, 36 стран Азии, 21 страны Афроазиатского континента. Большинство среди трудовых мигрантов - граждане Украины (32%), КНР (12,6%), Турции (7,4%), Вьетнама (7,1%)'.
См.: Семенова И.. Хадаев А.. Федосенко В. Указ. соч.
15
При этом лишь один из десяти приехавших в Россию на заработки работает легально. Так, по данным главы представительства Международной организации по миграции (MOM) в Таджикистане Игоря Боска, за пределами республики трудятся около 800 тыс. местного населения. Из них около 80% выезжают на заработки в Россию. За шесть месяцев 2002 г. эти мигранты перевели из России в местные банки почти годовой бюджет этой республики1. Опасность постоянно возрастающего потока иностранцев заключается в том, что многие из иммигрантов, прибывая в поисках лучшей жизни, не выполняют обязанности на территории Российской Федерации. Имеющие в ряде случаев место бесконтрольность и безнаказанность за незаконное пересечение Государственной границы позволяют им организовывать незаконную коммерческую деятельность, включая торговлю оружием, наркотиками, возможность переправлять дешевую рабочую силу в страны Западной Европы. Незаконная миграция приобрела угрожающий характер для безопасности в приграничных регионах нашего государства. Так, по данным миграционной службы Амурской области, за 1995 г. на территорию данного субъекта России въехало 37 тыс. иностранцев, в 1996 г. — 53 тыс. человек, а в 1998 г. - уже 68 тыс. иностранных граждан. Практически все они из Китайской Народной Республики2. В 1998 году гражданами КНР в Хабаровском крае было совершено 158 уголовных преступлений. По сравнению с аналогичным периодом 1997 г. рост правонарушений, совершенных китайцами, составил 172%3. Нелегальные мигранты чаще всего «проходят» в сводках о преступлениях, связанных с наркотиками. Во всяком случае, правоохранительные органы сообщают, что в течение 2002 г. гражданами одного только Таджикистана совершено более 40 тыс. правонарушений4.
См.: Семенова И., Хадаев А., Федосенко В. Указ. соч. - С. 2.
2 См.: Чистяков А.Н. Проблемы миграционной политики России на Дальнем Востоке // Пограничная безопасность России в Дальневосточном федеральном округе. Проблемы и пути решения: Матер, пятой межрег. научно-практ. конф. 30-31 мая 2002 г. - Хабаровск: ХВИ ФПС России. 2002. - С. 108.
3 См.: Там же.-С. 109.
4 См.: Семенова И. Депортация // Российская газета. - 2003. - 4 дек.
16
Миграционная политика российского государства на сегодняшний день отличается исключительным демократизмом: из 3 млн. незаконных мигрантов за 2002 г. были депортированы около 22 тыс., и большинство из них возвращается обратно1.
Как справедливо отметил В.А. Трегубов, первый заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном округе, основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:
- создание необходимой нормативной правовой базы;
- развитие межгосударственного сотрудничества в этой области; -противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
- пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции2.
Сегодня страны третьего мира, где проживает более 2 млрд. человек, являются практически незатухающими очагами напряженности, и население этих стран изыскивает новые пути и способы преодоления данных негативных последствий. С 1991 г. отмечается устойчивая тенденция роста количества граждан Китая, Афганистана, Ирака и других развивающихся стран, которые пытаются проследовать через территорию Российской Федерации транзитом и выехать через российские пункты пропуска в развитые западные страны по чужим и поддельным документам. Отмечаются многочисленные факты уничтожения своих национальных заграничных документов иностранными гражданами (Китая, Шри - Ланка, Сомали, Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии и ряда других стран) при выезде из России после прохождения паспортного контроля с тем, чтобы по прибытии в страну назначения ходатайствовать перед властями о
1 См.: Семенова И., Хадаев А., Федосенко В. Указ. соч.
: См. подробнее: Трегубов В.А. Актуальные вопросы обеспечения пограничной безопасности в Дальневосточном федеральном округе в контексте национальных интересов Российского государства в XXI веке (вступ. слово) // Пограничная безопасность России в Дальневосточном федеральном округе. Проблемы и пути решения: Матер, пятой межрег. научно-практич. конф. 30-31 мая 2002 г. - Хабаровск: ХВИ ФПС России, 2002. - С. 5.
17
предоставлении им статуса беженцев и оставлении их на жительство. Помимо незаконного транзита, нелегальные мигранты используют каналы международных сообщений для оседания на территории России. Особенно это касается территории Дальневосточного региона, а также районов Сибири и Казахстана. Это связано с рядом причин, в числе которых и малая заселенность данных регионов русскоязычным населением, и участие в приватизации государственного имущества России граждан зарубежных государств (уже имеются многочисленные факты выкупа ими недвижимости через подставных лиц), и, наконец, миграционная политика сопредельных с Россией государств (тенденция роста миграционных потоков из Китая и Кореи, к примеру, активно поощряется руководством этих стран, поскольку традиционное восточное мышление предполагает решение внутренних и внешних проблем путем ассимиляции с сопредельными государствами: в средствах массовой информации Китая активно пропагандируется тезис об исконной принадлежности ему территории Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, а в некоторых политических и экономических кругах КНДР и Республики Корея не только поддерживается идея создания в Приморье корейской автономии, но и предпринимаются определенные практические шаги в этом направлении)1. По оценкам экспертов, через 10-15 лет Китай может оказаться на пороге демографического и сырьевого кризиса, поэтому возрастает его заинтересованность в сырьевых ресурсах Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Юго-Восточной Азии. Исходя из этого, рост нелегальной миграции с территории Китая в стратегически важные районы Забайкалья, Хабаровского края, Приморья обретает вполне конкретные цели. Не может не беспокоить тот факт, что в некоторых приграничных районах Приморья сегодня китайцев проживает в полтора-два раза больше, чем русскоязычного населения .
1 См.: Епифанов И. Охрана границы: приоритеты // Вестник границы. Вып. 5-6. -2001.-С. 84-85.
1 См.: Бысик Г.П. Экономическое сотрудничество со странами АТР в контексте национальной безопасности // Пограничная безопасность России в Дальневосточном федеральном округе. Проблемы и пути решения: Матер, пятой межрег. научно-практ. конф. 30-31 мая 2002 г. - Хабаровск: ХВИ ФПС России. 2002. - С. 63.
Список литературы


Дата создания: 14.10.2007 Дата изменения: 14.10.2007 Просмотров: 61

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)