Как украинский бизнес могут обвинить в финансировании терроризма

Как украинский бизнес могут обвинить в финансировании терроризма

В бизнесе немаловажно позаботиться о защите собственной информации, нематериальных активов компании. Утечка любых данных может заинтересовать прокуроров, бизнес рискует получить обвинение в уклонении от уплаты налогов, а хуже того – в финансировании терроризма.
Сотрудники правоохранительных органов на сегодняшний день нередко выполняют заказы конкурентов и работают для себя. От этого у их действий рефлекторный и алогичный характер. Яркий пример тому – проведение сотрудниками Службы безопасности Украины комплекса оперативно-розыскных мероприятий в отношении работников НАБУ. Как видим, негласная работа часто используется в конкурентной борьбе правоохранителей с целью поиска дополнительных аргументов. Компаниям важно придерживаться дисциплины процессов сбора, обработки, использования и хранения информации в собственной хозяйственной деятельности. Для тех, кто играет “в темную”, могут применяться жесткие меры. В каких случаях это бывает?

Все для “уголовного уклона”

Незначительная и средняя тяжесть составов преступлений – фиктивное предпринимательство или уклонение от уплаты налогов, за исключением ч. 3 ст. 212 УК, исключает возможность проведения ряда негласных следственных (розыскных) действий. По мнению правоохранителей, в случае более тяжких преступлений проведение таких мероприятий возможно.
Среди наиболее распространенных преступлений в хозяйственной деятельности компаний:
  • фиктивное предпринимательство (ст. 205 УК Украины);
  • подделка документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица (ст. 205-1 УК Украины);
  • уклонение от уплаты налогов (ст. 212 УК Украины);
  • уклонения от уплаты ЕСВ и страховых взносов (ст. 212-1 УК Украины);
  • доведение до банкротства (ст. 219 УК Украины), также классическая в своем понимании и «горячо любимая» практически всеми правоохранителями – присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК Украины).
Остановлюсь подробнее на приемах правоохранительных органов, направленных против бизнеса. Сразу отмечу, что УПК не содержит исчерпывающий перечень негласных следственных (розыскных) действий. Характер фактового дела без конкретных подозреваемых, или так называемая “окраска”, позволяет использовать различные негласные действия. Зачастую они проводятся для выявления тяжких преступлений, предусмотренных соответствующими классическими статьями Уголовного Кодекса.
Предусмотренные Законом “О ОРД” и “О КРД” права оперативных подразделений позволяют проводить оперативные мероприятия, среди которых:
  • визуальное наблюдение за интересующим физическим лицом (физическое наблюдение, аудио-, видеофиксация);
  • осмотр и выемка корреспонденции, иногда ее арест;
  • “съем” информации с телекоммуникационных сетей, доступ к электронной почте, профилям в социальных сетях;
  • обследование (тайное, негласное) жилища или иного владения лица;
  • контролируемое сопровождение преступления (контролируемая поставка, оперативная закупка и др.);
  • внедрение в офисное помещение в качестве посетителя или в штат компании в качестве работника.
Негласные инструменты, применяемые прокурорами против компаний, приводят к рискам последних из них. Есть и главные, трендовые на сегодняшний день – это подозрение в оптимизации налогов через конвертационные центры, финансировании терроризма, уклонении от уплаты налогов. В целом, широкий набор поводов в статьях Уголовного Кодекса помогает следователю подключать свое творческое мышление и реализовывать возникшие идеи в производствах (делах), далеких, по всей очевидности, от экономических преступлений.
Уберечь персонал “working units”, управляющих менеджеров от рисков в бизнес-процессах смогут простые правила. У этих правил есть свои уровни.
 Организационный (пассивный):
  • установление правил работы с компьютерной техникой и коммерческой тайной, предусмотрение ответственности;
  • инструктирование персонала на предмет использование сведений, составляющих коммерческую тайну в конкретной работе;
  • создание структурированного реестра объектов интеллектуальной собственности, в который будут заноситься все поданные заявки о регистрации торговых марок, уже зарегистрированных торговых марок;
  • подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам, в которых предполагается ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой информации или иной, которая носить ценность для компании;
  • разграничение зон ответственности и полномочия среди управляющих менеджеров (директор, заместители, финансовый директор, главный бухгалтер);
  • подготовка директив по восстановлению системы при ее выходе из строя по любым причинам.
Технический (активный):
  • регулярное удаленное хранение всех наиболее важных массивов данных в компьютерной системе;
  • обеспечение возможностей использования резервных систем электропитания;
  • установка программного обеспечения, которое защитит базы данных и другую важную информацию от несанкционированного доступа;
  • оборудование помещения камерами и сигнализацией.
Такой краткий перечень может показаться сложным, от этого наладить систему защиты от утечки информации, на первый взгляд, не получится быстро. Не забывайте, что быстро — это медленно, но без перерывов. Все зависит, насколько важно сохранять информацию, которая принадлежит компании, как серьезно относится персонал компании к вопросу утечки информации в целях собственной безопасности. Постоянные изменения в нашей стране требуют проявления гибкости в системе построения эшелонной защиты.
Автор: юрист Практики безопасности бизнеса АО Juscutum

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами