О российском следе не знали
О российском О российском следе
не знали
Депутат Верховной Рады Антон Геращенко заявил, что предотвращенное накануне СБУ покушение на его жизнь и убийство летом в Киеве Павла Шеремета организованы российскими спецслужбами.
Еще недавно в правоохранительных органах Украины утверждали, что у них нет никакой новой информации и главной версии по делу журналиста. Накануне исполнилось полгода со времени убийства Павла Шеремета, работавшего в белорусских, российских и последние пять лет – в украинских средствах информации.
Один из руководителей "Украинской правды" и ведущий радио "Вести" Павел Шеремет погиб утром 20 июля прошлого года на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко в Киеве в результате подрыва автомобиля. Среди ключевых версий убийства следователи назвали "российский след" с целью дестабилизации ситуации в Украине и месть за профессиональную деятельность. Павел часто критиковал российских, белорусских, украинских политиков и бизнесменов, поэтому, возможно, многие хотели бы заставить его замолчать. Звучали и другие версии, в частности, неприязнь в отношениях или личные мотивы, а также покушение на жизнь владелицы "Украинской правды" Алены Притулы (ей принадлежал автомобиль Subaru, в котором подорвали Шеремета. – РС).
Следствие установило, что взрывное устройство привели в действие дистанционно. Примерно через месяц после убийства журналиста было обнародовано видео с камер наблюдения. На нем видно, что взрывное устройство под Subaru заложила женщина, которую сопровождал мужчина. Вскоре генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что киллеров было не двое, а целая группа. Были опрошены сотни свидетелей, изъято видео из почти 150 камер. Периодически звучали заявления руководителей и МВД, и Генеральной прокуратуры о прогрессе в расследовании этого дела. Тем не менее, ни на исполнителей, ни на заказчиков следствию выйти все это время не удавалось.
На все запросы "Украинской правды", а также журналистов других изданий в Национальной полиции до сих пор сообщали: "Расследование в вышеуказанном уголовном производстве продолжается, и на данном этапе разглашение сведений негативно повлияет на результаты его проведения".
20 января исполнилось ровно полгода со дня гибели Павла Шеремета. Именно в этот день Служба безопасности Украины провела успешную спецоперацию по предотвращению покушения на жизнь депутата Верховной Рады Антона Геращенко. Спустя три дня сам парламентарий сказал на пресс-конференции, что покушение на него – "лишь одно из звеньев работы диверсионно-террористического центра, созданного на территории России ее спецслужбами":
"Судя по почерку и подготовке террористического акта по моей ликвидации, следователи считают, что на 99,9% террористический акт, убийство известного журналиста Павла Шеремета в июле 2016 года, было направлено, нацелено и реализовано из этого же диверсионно-террористического центра на территории Российской Федерации".
Однако никаких соответствующих доказательств из-за тайны следствия депутат Верховной Рады не обнародовал. По подозрению в попытке покушения на его жизнь арестованы двое ранее судимых граждан Украины – уроженцы Крыма и Донецкой области. Известно, что они следили за Геращенко и собирались прикрепить взрывное устройство к днищу его автомобиля. И в этом, полагает советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк, почерк заказчиков преступления действительно идентичен планированию и осуществлению убийства Шеремета.
Некоторые СМИ, например издание Strana.ua (его связывают с украинскими политиками, бежавшими после Евромайдана в Россию. – РС), называют попытку покушения на Геращенко "инсценировкой с целью поднятия рейтинга партии "Народный фронт", членом которой он является, и стремлением властей "повесить" убийство Шеремета на неких арестованных киллеров. Вот что по этому поводу говорит Зорян Шкиряк:
Этот процесс, безусловно, должен быть открытым. И все общество, СМИ услышат, что, кто и как на самом деле планировал это кровавое преступление
– Нет, не на этих, неких киллеров "вешается" убийство Шеремета. Данные лица арестованы по делу о покушении на государственного деятеля, в частности, Антона Геращенко. Что касается упомянутого издания, то оно действительно пропагандистское прокремлевское. Strana.ua осуществляет внутреннюю информационную диверсию против государства Украина. Читать и анализировать тот бред, который они пишут, – нет смысла. Думаю, что ключевым критерием станет суд над двумя исполнителями спланированного убийства Геращенко. Этот процесс, безусловно, должен быть открытым. И все общество, СМИ услышат, что, кто и как на самом деле планировал это кровавое преступление.
Заявление Антона Геращенко о том, что к расправе над Павлом Шереметом причастны российские спецслужбы, комментирует главный редактор "Украинской правды" Севгиль Мусаева-Боровик:
– Антон Геращенко не имеет отношения к следствию, несмотря на то что он советник главы МВД Украины. И я хотела бы услышать информацию о результатах расследования от следственной группы, которая занимается этим делом. Потому что на все вопросы, которые "Украинская правда" в течение всего этого времени отправляла как в МВД, так и в СБУ, и в Генеральную прокуратуру, нам отвечали отписками, мол, информация закрыта. И для нас было абсолютным шоком, когда Антон Геращенко, на которого, как он сам и как СБУ заявляют, готовилось покушение, выходит и говорит, что на 99,9 процентов следователи уверены, что это дело связано с убийством Шеремета, что руководили операцией из какого-то центра из России. Мы теперь будем требовать информацию, подтверждающую, что следователи нашли связь между этими двумя событиями.
В Едином реестре судебных решений по-прежнему значатся десятки запросов следователей к разным номерам мобильных телефонов
– Через три месяца после гибели Павла Шеремета появилась версия, согласно которой к убийству могут быть причастны представители украинских добровольческих батальонов. Речь шла о бойцах "Азова" и "Святой Марии". Принадлежащие им телефонные номера постоянно работали в районе дислокации батальонов в Донецкой области, но непродолжительное время, как выяснило следствие, работали и в зоне места проживания и парковки Павла Шеремета в Киеве. Эту версию следствие уже не рассматривает?
– К сожалению, сейчас следователи с нами не делятся информацией о том, какие они версии прорабатывают. Тогда они сказали, что в том числе из-за того, что не понимали мотивов, – рассматривали разные версии. Среди них была и версия, которая касалась добровольческих батальонов, поскольку Павел действительно общался с тем же "Азовом". И в Едином реестре судебных решений мы нашли подтверждение того, что следователи запрашивали у телефонных операторов информацию о перемещении бойцов и этих батальонов. И в Едином реестре судебных решений по-прежнему значатся десятки запросов следователей к разным номерам мобильных телефонов, владельцы которых никак не связаны с бойцами добровольных батальонов и могли находиться в тех же местах, что и Павел.
Из-за того, что машина после взрыва воспламенилась и ее начали тушить, к сожалению, пена уничтожила улики
– Почему представители американского ФБР сейчас не участвуют в расследовании убийства Шеремета, и известно ли вам о результатах проведенных ими экспертиз по этому делу?
– Я знаю, что ФБР подключилось на этапе проведения экспертиз. Они касались взрывчатки, заложенной под автомобиль. Насколько мне известно, происхождение этой взрывчатки не удалось установить. Она была самодельной. Из-за того, что машина после взрыва воспламенилась и ее начали тушить, к сожалению, пена уничтожила улики, за которые можно было зацепиться при изучении взрывчатого вещества. Также мне известно, что у ФБР запрашивалась информация относительно преступников, запечатленных камерами видеонаблюдения ночью возле автомобиля. Это видео "слили" в сеть через два дня после убийства Павла. Нам пока не ответили на запрос относительно этой экспертизы, и больше ничего не известно, как ФБР участвует в данном расследовании. Насколько мы понимаем, их участие ограничилось проведением упомянутых экспертиз.
– В эфире "Громадське ТВ" еще в октябре прошло года вы рассказали, что нашли конверт незнакомца в редакции, в котором были распечатки разговоров сотрудников "Украинской правды", в том числе и Павла Шеремета. Известно ли на данный момент, кто и зачем прослушивал ваши разговоры?
– Возбуждено два уголовных производства. Одно – Национальной полицией, которая допрашивала и меня, и остальных сотрудников на предмет, как попал этот конверт в редакцию и соответствует ли действительности информация, которая содержится в этих распечатках, в частности, в материалах, которые готовили журналисты УП. Еще одно дело по этому поводу расследует Служба безопасности Украины. И они заверяют, что к данной прослушке не имеют никакого отношения. Однако наши источники в правоохранительных органах говорят о том, что прослушивать нас могли представители СБУ, а распечатки разговоров готовились для администрации президента Украины.
Антон Геращенко накануне обнародовал громкое заявление, которое для нас было абсолютно обескураживающим
– Если это так, то может ли эта история быть связана с гибелью Павла Шеремета? И есть ли основания для предположений, которые иногда высказываются, о причастности к этому делу властей? Проводит ли "Украинская правда" собственное журналистское расследование относительно убийства вашего коллеги?
– Нет, мы не проводим. Расследование проводят наши коллеги с "Громадського ТВ", и скоро должен выйти в эфир их фильм. Но мы этим делом занимаемся каждый день. Отправляем запросы в правоохранительные органы и требуем факты. Что касается вопроса о возможной причастности власти, то могу сказать, что со времени совершения этого дикого преступления прошло уже полгода и не было обвинений в адрес власти. Сразу после убийства Павла президент Украины Петр Порошенко заявил, что раскрытие убийства Павла Шеремета для него – дело чести. Темпы расследования, безусловно, нас не удовлетворяют. Вся информация закрыта. Мы не можем получить никаких данных. Но при этом Антон Геращенко накануне обнародовал громкое заявление, которое для нас было абсолютно обескураживающим. Нам кажется, что в таких случаях правильнее было бы информировать нас, журналистов "Украинской правды", его семью, в первую очередь, – отмечает главный редактор УП Севгиль Мусаева-Боровик.
Комментарии
Отправить комментарий