Нациями займутся силовики. Федеральное агентство по делам национальностей возглавил участник КТО в Чечне Игорь Баринов
Главные разделы / Общество
Нациями займутся силовики
Федеральное агентство по делам национальностей возглавил участник КТО в Чечне Игорь Баринов
Опубликовано 03.04.2015 19:32
Руководителем нового
Федерального агентства по делам национальностей назначен бывший командир
регионального подразделения группы "Альфа", зампред комитета Госдумы по
обороне Игорь Баринов. Президент Владимир Путин подписал указ
о создании этого ведомства 31 марта. Агентство войдет в структуру
российского кабинета министров. Оно должно заняться выработкой основ
национальной политики и разрешением межнациональных конфликтов.
Когда Владимир Путин ставил задачу по формированию Федерального агентства по делам национальностей, он сослался на соответствующие просьбы национальных республик. Предполагается, что ведомство займется доработкой и внедрением в жизнь принятой в 2012 году "Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года". До недавнего времени вопросы межнациональных отношений были в ведении Министерства регионального развития, однако оно было упразднено в сентябре прошлого года. Национальной политикой занялся соответствующий департамент в Министерстве культуры. Леокадия Дробижева, руководитель Центра изучения межнациональных отношений Института социологии РАН, приветствует создание нового ведомства, поскольку, по ее мнению, решение национальных проблем требуют скоординированных действий на федеральном уровне:
– В Министерстве культуры этот департамент был очень маленьким. Он, конечно, не мог развернуть деятельность даже по тем функциям, которые ему было вменено выполнять. Фактически функции управления межнациональными отношениями были разбросаны между разными ведомствами. Минюст занимался проблемами законодательства и права, Минкультуры только проблемам культуры, МВД – правонарушениями. Разные министерства разными проблемами занимались. Конечно, очень важно где-то иметь такое учреждение, которое имеет функцию взаимодействия с другими государственными учреждениями и выходит на межнациональные отношения. Поэтому с моей точки зрения и с точки зрения моих коллег, это решение правильное.
По мнению Леокадии Дробижевой, назначение на должность главы агентства по делам национальностей бывшего силовика приведет к большей организованности работы этого ведомства. Руководитель информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский полагает, что назначение Игоря Баринова свидетельствует о том, что упор в новом ведомстве будет сделан на проблемы межнациональных конфликтов:
– То, что это человек новый в национальных вопросах, может быть и плюсом – свежим взглядом, так сказать, посмотрит. С другой стороны, свежий взгляд выходца из спецслужб обычно сфокусирован на проблемах безопасности, в первую очередь. И то, что поставили именно его, значит, что проблемы безопасности здесь стоят на первом месте для президента и для правительства. И проблема есть, разумеется. Просто, мне кажется, что если именно в них упираться, именно ими в первую очередь заниматься, то безопасности от этого больше не становится. Потому что проблемы безопасности происходят от каких-то других проблем, которые лучше было бы и решать, тогда, может быть, безопасность тоже бы стала лучше. Но боюсь, что так не получится.
– Есть мнение, что, возможно, это агентство будет в том числе заниматься продвижением идеологемы русского мира, государствообразующей роли русской нации. Как вы считаете, насколько это возможно?
– Тут все не очень сложно. У нас есть, в конце концов, официальный документ, принятый уже несколько лет назад, в 2012 году. Это стратегия национальной политики. Там все написано. И на основе этого документа была принята уже и действует федеральная программа с довольно большим бюджетом, которая теперь, очевидно, будет под контролем этого Федерального агентства. И там прописаны, собственно говоря, три основные задачи – укрепление самочувствия этнического большинства, т. е. как раз русского народа, защита от какого-то угнетения, неравенства разнообразных меньшинств и предотвращение конфликтов.
– Стоит ли опасаться каких-то перегибов в сторону русского национализма?
– Актуализация политической темы русского мира неизбежно чревата тем, что русский национализм как политический феномен будет развиваться как-то и укрепляться. Может быть, не в таких формах, к каким мы привыкли. Но я не думаю, что именно бюрократическая машина в виде Федерального агентства в это внесет большой вклад. В это вклад скорее вносят деятели культуры, телевидение, политическое руководство, а агентство будет заниматься реализацией каких-то программ. Самое хорошее, что оно будет делать, надеюсь, это организовывать мониторинг ситуации в регионах, что уже начало происходить и до него. Лишь бы оно хоть не развалилось.
Президент фонда Петербургская политика, политолог Михаил Виноградов полагает, что Игорь Баринов вряд ли будет лоббировать интересы силовых ведомств, в то же время в риторике нового ведомства должен быть найден компромисс между идеями русского национализма и проявлением лояльности федеральных властей к Северному Кавказу:
– Ну, наверное, время от времени апелляция к русскому национализму будет возникать, но с ней не будут слишком переигрывать. Во-первых, в силу того, что федеральной власти важна лояльность населения в национальных республиках, особенно на Северном Кавказе, которые голосуют лучше, во многом даже менее критично и более лояльно настроены подчас к федеральной власти. Поэтому, в данном случае, эксперименты с темой русского мира будут проводиться, но, я думаю, до конца для действующей власти сегодня не ясна граница возможностей. Поэтому здесь возможны какие-то эксперименты, но вряд ли они будут масштабными, потому что до конца нет понимания, что делать с темой русского национализма у власти – продвигать ее или, наоборот, давить ее, не допуская концентрации активных граждан вокруг этой на сегодня социально одобряемой темы.
– Главой этого ведомства станет человек по имени Игорь Баринов. Про него, в частности, известно, что он служил в структурах ФСБ, участвовал в контртеррористических операциях в Чеченской республике. О чем это говорит? О том, что деятельность ведомства будет направлена именно на Северный Кавказ? Свидетельствует ли это о каких-то, может быть, обострениях в отношениях федеральной власти с чеченским руководством в связи с последними событиями, связанными с Немцовым?
– Ниши некоторые понадобятся, безусловно, новому агентству. Но сможет ли оно быть оппонентом кавказских элит, пока представить себе сложно. Сначала этому ведомству придется утвердиться как среди прочих более важных ведомств, начиная от Минфина и кончая администрацией президента. Поэтому политическим тяжеловесом за один день ведомство стать вряд ли сможет. А дальше вопрос в том, будет ли оно действительно делать акцент на номинальных мероприятиях разного рода и риторике о дружбе, на продвижении культа русской тематики, или может быть на сплетении элитных финансовых интриг. Пока опыт Баринова не дает однозначно сказать нам, в какую сторону может качнуться курс ведомства. Скорее всего, сейчас ведомство будет заниматься некоторым изобретением собственной стратегии. Это займет не один день.
– Известно ли что-то о нынешней связи Баринова с силовыми структурами? Насколько авторитетен он в этих кругах?
– Баринов, с одной стороны, выходец из силовых структур, с другой стороны, в последние годы был больше известен гражданской активностью. Поэтому, я думаю, что, в данном случае, это фигура, которая скорее олицетворяет коммуникацию политических и силовых ведомств, нежели фигура, которая является лоббистом той или другой стороны, – полагает политолог Михаил Виноградов.
Игорь Баринов родился в Новочеркасске Ростовской области, в 1990 году окончил Новосибирское высшее военное командное училище. С 1990 по 1993 год проходил службу в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, затем служил в ФСБ и руководил региональным подразделением группы "Альфа". Участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В 2003 году Баринов избрался по одномандатному округу в Госдуму от Свердловской области.
Когда Владимир Путин ставил задачу по формированию Федерального агентства по делам национальностей, он сослался на соответствующие просьбы национальных республик. Предполагается, что ведомство займется доработкой и внедрением в жизнь принятой в 2012 году "Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года". До недавнего времени вопросы межнациональных отношений были в ведении Министерства регионального развития, однако оно было упразднено в сентябре прошлого года. Национальной политикой занялся соответствующий департамент в Министерстве культуры. Леокадия Дробижева, руководитель Центра изучения межнациональных отношений Института социологии РАН, приветствует создание нового ведомства, поскольку, по ее мнению, решение национальных проблем требуют скоординированных действий на федеральном уровне:
– В Министерстве культуры этот департамент был очень маленьким. Он, конечно, не мог развернуть деятельность даже по тем функциям, которые ему было вменено выполнять. Фактически функции управления межнациональными отношениями были разбросаны между разными ведомствами. Минюст занимался проблемами законодательства и права, Минкультуры только проблемам культуры, МВД – правонарушениями. Разные министерства разными проблемами занимались. Конечно, очень важно где-то иметь такое учреждение, которое имеет функцию взаимодействия с другими государственными учреждениями и выходит на межнациональные отношения. Поэтому с моей точки зрения и с точки зрения моих коллег, это решение правильное.
По мнению Леокадии Дробижевой, назначение на должность главы агентства по делам национальностей бывшего силовика приведет к большей организованности работы этого ведомства. Руководитель информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский полагает, что назначение Игоря Баринова свидетельствует о том, что упор в новом ведомстве будет сделан на проблемы межнациональных конфликтов:
– То, что это человек новый в национальных вопросах, может быть и плюсом – свежим взглядом, так сказать, посмотрит. С другой стороны, свежий взгляд выходца из спецслужб обычно сфокусирован на проблемах безопасности, в первую очередь. И то, что поставили именно его, значит, что проблемы безопасности здесь стоят на первом месте для президента и для правительства. И проблема есть, разумеется. Просто, мне кажется, что если именно в них упираться, именно ими в первую очередь заниматься, то безопасности от этого больше не становится. Потому что проблемы безопасности происходят от каких-то других проблем, которые лучше было бы и решать, тогда, может быть, безопасность тоже бы стала лучше. Но боюсь, что так не получится.
– Есть мнение, что, возможно, это агентство будет в том числе заниматься продвижением идеологемы русского мира, государствообразующей роли русской нации. Как вы считаете, насколько это возможно?
– Тут все не очень сложно. У нас есть, в конце концов, официальный документ, принятый уже несколько лет назад, в 2012 году. Это стратегия национальной политики. Там все написано. И на основе этого документа была принята уже и действует федеральная программа с довольно большим бюджетом, которая теперь, очевидно, будет под контролем этого Федерального агентства. И там прописаны, собственно говоря, три основные задачи – укрепление самочувствия этнического большинства, т. е. как раз русского народа, защита от какого-то угнетения, неравенства разнообразных меньшинств и предотвращение конфликтов.
– Стоит ли опасаться каких-то перегибов в сторону русского национализма?
– Актуализация политической темы русского мира неизбежно чревата тем, что русский национализм как политический феномен будет развиваться как-то и укрепляться. Может быть, не в таких формах, к каким мы привыкли. Но я не думаю, что именно бюрократическая машина в виде Федерального агентства в это внесет большой вклад. В это вклад скорее вносят деятели культуры, телевидение, политическое руководство, а агентство будет заниматься реализацией каких-то программ. Самое хорошее, что оно будет делать, надеюсь, это организовывать мониторинг ситуации в регионах, что уже начало происходить и до него. Лишь бы оно хоть не развалилось.
Президент фонда Петербургская политика, политолог Михаил Виноградов полагает, что Игорь Баринов вряд ли будет лоббировать интересы силовых ведомств, в то же время в риторике нового ведомства должен быть найден компромисс между идеями русского национализма и проявлением лояльности федеральных властей к Северному Кавказу:
– Ну, наверное, время от времени апелляция к русскому национализму будет возникать, но с ней не будут слишком переигрывать. Во-первых, в силу того, что федеральной власти важна лояльность населения в национальных республиках, особенно на Северном Кавказе, которые голосуют лучше, во многом даже менее критично и более лояльно настроены подчас к федеральной власти. Поэтому, в данном случае, эксперименты с темой русского мира будут проводиться, но, я думаю, до конца для действующей власти сегодня не ясна граница возможностей. Поэтому здесь возможны какие-то эксперименты, но вряд ли они будут масштабными, потому что до конца нет понимания, что делать с темой русского национализма у власти – продвигать ее или, наоборот, давить ее, не допуская концентрации активных граждан вокруг этой на сегодня социально одобряемой темы.
– Главой этого ведомства станет человек по имени Игорь Баринов. Про него, в частности, известно, что он служил в структурах ФСБ, участвовал в контртеррористических операциях в Чеченской республике. О чем это говорит? О том, что деятельность ведомства будет направлена именно на Северный Кавказ? Свидетельствует ли это о каких-то, может быть, обострениях в отношениях федеральной власти с чеченским руководством в связи с последними событиями, связанными с Немцовым?
– Ниши некоторые понадобятся, безусловно, новому агентству. Но сможет ли оно быть оппонентом кавказских элит, пока представить себе сложно. Сначала этому ведомству придется утвердиться как среди прочих более важных ведомств, начиная от Минфина и кончая администрацией президента. Поэтому политическим тяжеловесом за один день ведомство стать вряд ли сможет. А дальше вопрос в том, будет ли оно действительно делать акцент на номинальных мероприятиях разного рода и риторике о дружбе, на продвижении культа русской тематики, или может быть на сплетении элитных финансовых интриг. Пока опыт Баринова не дает однозначно сказать нам, в какую сторону может качнуться курс ведомства. Скорее всего, сейчас ведомство будет заниматься некоторым изобретением собственной стратегии. Это займет не один день.
– Известно ли что-то о нынешней связи Баринова с силовыми структурами? Насколько авторитетен он в этих кругах?
– Баринов, с одной стороны, выходец из силовых структур, с другой стороны, в последние годы был больше известен гражданской активностью. Поэтому, я думаю, что, в данном случае, это фигура, которая скорее олицетворяет коммуникацию политических и силовых ведомств, нежели фигура, которая является лоббистом той или другой стороны, – полагает политолог Михаил Виноградов.
Игорь Баринов родился в Новочеркасске Ростовской области, в 1990 году окончил Новосибирское высшее военное командное училище. С 1990 по 1993 год проходил службу в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, затем служил в ФСБ и руководил региональным подразделением группы "Альфа". Участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В 2003 году Баринов избрался по одномандатному округу в Госдуму от Свердловской области.
Метки:
национализм,чечня,фсб,силовики,национальности
Уважаемые посетители форума РС, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.
Комментарии
Отправить комментарий