Российский ислам облекают в новые формы

0
 
2685
 
Газета Факты и комментарии Печатная версия
03.09.2014 00:01:00

Российский ислам облекают в новые формы

Умме страны предложены «жесткая вертикаль власти» и суфизм как средство от радикализма

ислам, мечеть, экстремизм, чечня, крымМосковский муфтий Равиль Гайнутдин и глава Чечни Рамзан Кадыров пытаются – каждый по-своему – консолидировать российских мусульман вокруг своих проектов. Фото РИА Новости
Конец августа – традиционное время активизации общественно-политической активности. Не стала исключением и исламская умма России, обозначившая сразу несколько масштабных проектов своего долгосрочного развития и борьбы с внутренними проблемами.
«Я предлагаю вынести на рассмотрение съезда вопрос о переименовании нашей организации в Духовное управление мусульман Российской Федерации с соответствующими изменениями в устав», – заявил 21 августа председатель Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) муфтий Равиль Гайнутдин и пояснил причины таких изменений: «Мы работаем не только в европейской части страны, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке… Председателя ДУМЕР везде принимают как муфтия России… Название нашей организации необходимо привести в соответствие с действительностью». Съезд назначен на 21 сентября в Москве в гостинице «Космос», и, как сообщил «НГР» первый заместитель председателя этого муфтията Дамир Мухетдинов, мероприятие будет рекордным по числу участников по сравнению с предыдущими съездами.
Как пояснил нашему изданию Мухетдинов, еще в 2009 году на предыдущем съезде ДУМЕР в его устав «была внесена поправка о том, что в состав Духовного управления могут входить религиозные организации преимущественно на территории европейской части России или за ее пределами». «Таким образом, – говорит Мухетдинов, – в 2009 году мы обозначили, что можем открывать свои общины не только на территории европейской части России, несмотря на название нашей организации».
По его словам, данные поправки были внесены в связи с тем, что приходы ДУМЕР в то время начали появляться на Урале. «Кто-то стал выходить из входивших в Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМАЧР), из других структур, – говорит первый зампред ДУМЕР. – К тому же в Перми у нас уже было одно из крупнейших духовных управлений мусульман с многочисленными мечетями и приходами». В настоящий момент, по его словам, общины ДУМЕР также «представлены в Челябинской и Свердловской областях, есть зарегистрированный приход в Чите, регистрация общин идет и на территории Дальнего Востока». Причем это приходы со своими культовыми зданиями. По мнению Мухетдинова, в своей августовской речи его шеф обозначил необходимость «помогать проблемным приходам в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе в создании там учебных заведений, так как из Читы и Владивостока ездить учиться в Москву или Казань не вполне удобно, особенно когда речь пойдет о массовом потоке». «Возможно, – добавил он, – даже появится отдельная должность куратора по проблемам Дальнего Востока и Сибири».
Кроме того, как рассказал «НГР» Мухетдинов, ДУМЕР намерено расширить свои ряды за счет возвращения в него ряда региональных муфтиятов, в 2010 году вошедших в Российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС), де-факто распавшуюся в прошлом году. «Мы сейчас ведем с некоторыми из них переговоры, чтобы вернуть назад, в ДУМЕР», – сказал он, отказавшись уточнить конкретные организации, но добавил, что их представители могут появиться на съезде. «Это сейчас обсуждается, – уточнил Мухетдинов, – поскольку список президиума уже утвержден, они могут быть в нем в статусе почетных гостей, то есть без права голоса».
И еще момент – по словам первого зампреда ДУМЕР, новый устав организации «более четко прописывает взаимоотношения федерального центра и регионов, назначения и снятие с должности региональных глав, четко прописываются градации (муфтий, казый, имам-мухтасиб, имам-хатыб и т.д.) и обязанности духовных лиц». Благодаря этим изменениям в уставе, говорит Мухетдинов, «в регионах будут представлять более четко: как выстроена наша организация, кто кому подчиняется, какие у них права и обязанности; если кто-то решит выйти из организации – то только с лишением духовного сана». «Попытки местного «сепаратизма» и расшатывания нашего Духовного управления привели к тому, чтобы провести такую «вертикаль власти», более жестко ее очертить», – резюмировал он. Ряды ДУМЕР планируется, таким образом, не только расширить, но и скрепить – по образцу светской власти.
«За последнее время ДУМЕР достаточно укрепило свои позиции, – отметил «НГР» по поводу возможного переименования муфтията в ДУМ России член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Возможно, они хотят таким образом заявить о себе перед светскими властями – что именно мы представляем интересы мусульман России». Насколько ДУМЕР и Совет муфтиев России, также возглавляемый Равилем Гайнутдином, действительно представляют в своих общинах российскую умму, считает Малашенко, сказать сложно, так как разная статистика дает разные данные на этот счет. 
В целом же, считает он, «интрига вокруг этого достаточно любопытна», так как выводит противостояние Уфимского и Московского централизованных муфтиятов на новый уровень. В какой-то степени, по его мнению, это реанимация идеи создания единого российского муфтията вокруг муфтия Гайнутдина, в 2009 году продвигавшейся со стороны ДУМЕР, но провалившейся.
Мотивация идеи общероссийского муфтията, как отмечает Малашенко, была проста: «Давайте создадим некий исламский институт по образцу Русской Православной Церкви, у мусульман будет один духовный руководитель». Вопрос, конечно, по его мнению, какова позиция по отношению к этому со стороны федеральной власти. Хотя и в ее рядах зачастую нет единства, и разные «кремлевские башни» могут иметь свои исламские проекты.
Одним из таковых может быть резко активизированный в конце августа суфийский проект. 27–29 августа в Грозном состоялась конференция «Суфизм – безопасность для человека и стабильность для государства», приуроченная к 63-летию со дня рождения отца нынешнего главы республики Рамзана Кадырова – первого президента Чечни и муфтия республики Ахмад-хаджи Кадырова. «Конференция имела важный международный характер, – сообщил «НГР» участвовавший в ее работе первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов. – На ней присутствовали муфтий Египта, ученые из исламского мира, делегаты из стран СНГ». «Сегодня, как мы знаем, на Северном Кавказе имеет место распространение ваххабитских идей, с чем в Чечне борются, – добавил он. – И как альтернатива этому предстает то религиозное направление, которое исконно было развито в том числе у чеченцев, – суфизм».
О значимости конференции для Кремля свидетельствует то, что на ней, как сообщает сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, присутствовал заместитель начальника Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин, курирующий деятельность мусульманских организаций России.
В содержании конференции был очевиден акцент на противодействии радикальным исламистам, которых Рамзан Кадыров прямо назвал «врагами ислама». Муфтий Египта – представитель страны, в которой год назад фельдмаршал Абдул-Фаттах ас-Сиси «железной рукой» расправился с «Братьями-мусульманами» (см. «НГР» от 21.08.13). Не менее жесткая борьба с ними идет в Чечне и Дагестане, в последней республике духовное управление также сориентировано на местных суфиев.
Со стороны участников конференции из представителей российских муфтиятов в СМИ назван, помимо Аббясова, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль Самигуллин, который, как известно, получил в 2003–2007 годах образование в медресе при стамбульской мечети «Исмаил-ага», принадлежащей суфийскому тарикату Накшбандийя-Муджадидийя, возглавляемому шейхом Махмудом Устаосманоглу аль-Уфи. «Наш шейх – Махмуд аль-Уфи, 36-й в цепи шейхов Накшбандийя», – заявил Самигуллин в интервью сайту Islam Today в октябре 2012 года, еще до избрания муфтием Татарстана. На этот пост он неожиданно был возведен весной 2013 года – после терактов со стороны вышедшего из подполья в Казани радикального исламистского движения.
Интересно, что на суфиев сориентировано и возникшее 21 августа Центральное духовное управление мусульман Крыма (Таврический муфтият), заявившее, что ставит своей целью борьбу с ваххабитами и «Хизб ут-Тахриром». Таврический муфтият поддерживает связи как с Самигуллиным, так и с шейхом Махмудом аль-Уфи, а его председатель муфтий Руслан Саитвалиев прямо заявил в интервью «НГР», что «суфизм – это и есть традиционный ислам». В этом он солидарен с Рамзаном Кадыровым, сказавшим на открытии вышеупомянутой конференции в Грозном, что его отец положил свою жизнь (Ахмад-хаджи погиб в результате теракта) ради «возвращения на эту многострадальную землю мира и света истинного ислама, душой которого является суфизм».
Этот проект некоей конфедерации крупных региональных муфтиятов, объединенных общностью суфийской идеологии их лидеров, выглядит некоей альтернативой Духовному правлению мусульман России, хотя в отличие от того же 
РАИС 2010 года не выставляет себя антитезой муфтию Гайнутдину. Можно сказать, что их функционал несколько различен в силу сформулированных задач – попытки представить мусульман страны или побороть радикальные течения внутри таковых.


КОММЕНТАРИИ(0)


Вы можете оставить комментарии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами