Осканян опубликовал сенсационные детали секретных переговоров с Россией



Политика

Вардан Осканян опубликовал 







сенсационные детали секретных 

переговоров с Россией

четверг, 15 марта 2012, 18:40 Баку, 14:40 GMT
Вардан Осканян опубликовал сенсационные детали секретных переговоров с Россией










Как сообщает AZE.az, бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян решил опубликовать детали своих переговоров с Россией. Экс-министр решил похвастаться, что принцип "общего государства" в уста российской стороны вложил именно он.
Сегодня день рождения Вазгена Саргсяна. Эту запись из моего дневника своих воспоминаний я посвящаю памяти Вазгена.
Некоторое время до и после президентских выборов 1998 года Кочарян часто организовывал баскетбольные игры. Баскетбол - одна из моих любимых игр, и я всегда принимал участие в этих играх. В студенческие годы я выступал за команду Политехнического института, а до этого играл в составе молодежной сборной Сирии.

14 мая 1998 года мы в очередной раз собрались для игры в баскетбол в зале ереванской больницы Красного креста. Мы только начали игру, как в зал быстро вошел министр обороны Вазген Саргсян. Он не входил в нашу баскетбольную команду: он отдавал предпочтение футболу. Было очевидно, что произошло что-то непредвиденное, и он хотел поговорить об этом с Кочаряном. Кочарян прервал игру, и подошел к кромке поля к нетерпеливо ожидающему Вазгену. Едва они успели обменяться несколькими словами, как он взмахом руки позвал меня присоединиться к беседе. «Звонил российский министр обороны Сергеев и сказал, что министр иностранных дел Примаков приглашает Осканяна и меня в Москву для консультаций», - сказал Вазген. После недолгой паузы Кочарян сказал: «Не вижу проблем - поезжаете и посмотрите, чего он хочет».

Наш разговор у кромки поля продолжился, звучали вопросы: «К чему такая спешка?», «Почему с участием министров обороны?» и «Получила ли азербайджанская сторона также подобное приглашение?». В тот период переговорного процесса не было - последнее предложение было сделано посредниками осенью 1997 года: представленный ими вариант поэтапного решения, после чего политическая ситуация в Армении изменилась. Вечером 15 мая мы с Вазгеном отправились в Москву. Рано утром 16 мая мы отправились в особняк министерства обороны России близ Москвы. Нас встретили министр иностранных дел Примаков, министр обороны Сергеев и глава разведки РФ. Со мной и Вазгеном в эти дни также находились наш посол в Москве Гагик Шахбазян и сотрудник МИД Армен Харазян. Он сопровождал меня и, в случае необходимости, переводил с армянского на русский.



Ельцин назначил Примакова на пост главы МИД в январе 1996 года. Он был опытным и влиятельным государственным деятелем, имевшим также громадные знания в связи со своей предыдущей научной деятельностью. В те дни отношения Примакова и Кочаряна были достаточно напряженными. В ноябре 1996 года, когда Кочарян был президентом НКР, Примаков посетил Степанакерт для посредничества в вопросе обмена военнопленными между Степанакертом и Баку. Кочарян отверг ту инициативу Примакова. Это оставило у Примакова серьезный осадок. А в 1998 году, перед президентскими выборами в Армении, Примаков в какой-то момент отдал предпочтение кандидатуре Карена Демирчяна.

Вопрос взаимных обид спустя некоторое время стал предметом открытых обсуждений между мной и Примаковым в ходе нескольких бесед. Между нами достаточно быстро установились теплые отношения, основы которых были положены именно тогда - в ходе нашей первой встречи под Москвой. Встреча длилась более двух часов, и, в основном, была диалогом между мной и Примаковым.

После короткого приветственного слова Примаков сразу перешел к делу, сказав, Российская Федерация представит армянской стороне свои подходы по карабахскому вопросу, заключающиеся в том, что, несмотря на смену власти в Армении, поэтапный вариант продолжает оставаться в силе, и большая часть районов вокруг Нагорного Карабаха должна быть возвращена Азербайджану. «А присутствие силовых министров, - заявил Примаков, - необходимо для того, чтобы армянская сторона осознала, что это единая позиция России, и чтобы армянская сторона случайно не подумала, что силовики могут иметь иной подход, и пробовала играть на разнице в подходах».

Для нас это, конечно, было неожиданностью, и в этот момент мы были немного обескуражены. Мы с Вазгеном посмотрели друг на друга - каждый из нас надеялся, что другой возьмет на себя ответственность за ответ Евгению Примакову.

Естественно, отвечать должен был я. Во-первых, потому, что со стороны России говорил Примаков, а также по той причине, что я уже обсуждал с Кочаряном новые подходы Армении по вопросу Нагорного Карабаха. Кроме того, я уже долгие годы являлся переговорщиком по вопросам НК, и был в курсе подробностей переговоров. В тот день мне повезло в том, что мои слова переводил Армен Харазян. Хотя он не был переводчиком, но переводил безупречно не только по части содержания, но и по стилю и быстроте. Он переводил практически синхронно, что позволяло мне не прерывать речь и не терять нить мысли.

Мысленно у меня уже очень четко были сформулированы наши подходы по карабахскому вопросу и основные положения проводимой нами политики. В тот момент основным вызовом было то, чтобы я сумел сопоставить их с выгодами России в регионе. Я также знал о содержании переговоров, идущихся между Молдовой и Приднестровьем и о подписанном 7 мая 1997 года меморандуме, который был основан на предложенной Примаковым идее «общего государства». В своем ответе я сделал упор на следующие три пункта:

Первое: без решения вопроса о политическом статусе Нагорного Карабаха или, по крайней мере, его прояснения, возвращение любого, даже одного района сделает Нагорный Карабах уязвимым, и, следовательно, ослабит позиции союзницы России - Армении, что, естественно, приведет к ослаблению позиций Москвы на Кавказе.

Второе:
 армянская сторона, пусть и отвергая поэтапный вариант решения, не настаивает на односторонних уступках, а полагает и готова к тому, что посредством переговоров можно соотнести принципы права на самоопределение и территориальной целостности.

Третье:
 для решения карабахского вопроса необходимо применить неконвенциональные подходы. Я сказал, что для нас, к примеру, будет приемлемым статус фактически (de facto) - независимый, юридически (de jure) – не в составе Азербайджана, и в этом контексте стоит подумать о реализации другого варианта «общего государства», примененного в случае приднестровского конфликта, который обеспечит горизонтальные отношения между Карабахом и Азербайджаном.

После этой долгой встречи нашим общим впечатлением было то, что в первоначальной позиции российской стороны что-то изменилось. Долго ждать не пришлось. После этого Примаков отправился в Баку для переговоров по вопросу НК. А в ноябре 1998 года сопредседатели Минской группы представили сторонам предложение об «общем государстве».

Армения и Карабах только готовились выразить свое мнение по этому документу, когда Азербайджан так поспешно и радикально отклонил его, что говорить что-либо было уже бессмысленно. Конечно, документ «об общем государстве» не был приемлем и для армянской стороны, - несмотря на то, что в нем делалась попытка создать между Карабахом и Азербайджаном сугубо горизонтальные связи, - несколько положений документа ставили Карабах в серьезную зависимость от Азербайджана. Однако, по большому счету, это было еще одним серьезнейшим шагом в направлении устранения лиссабонских восприятий и стереотипа международного сообщества о верховенстве принципа территориальной целостности.

Фотография – из личного архива.

AZE.az

адрес новости: http://www.aze.az/news_vardan_oskanyan_opublikova_74575.html

регионы: Азербайджан СНГ Азия Европа Кавказ Россия Армения 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами