| Второй раздел экспозиции отображает историю создания Азербайджанской Советской Социалистической Республики и ее органов спецслужб.
Первый раздел этой экспозиции посвящен установлению советской власти в Азербайджане. Еще в марте 1920 года В.И.Ленин в телеграмме С. Орджоникидзе писал: «Взять Баку нам крайне и крайне необходимо. Все усилия направьте на это».
В ночь с 27 на 28-е апреля 1920 года под нажимом и под диктовку боль¬шевиков Парламент Азербайджанской Демократической Республики провел свое последнее заседание. На нем с учетом определенных условий власть была передана большевикам. 28 апреля 1920 года части 72 тысячной XI Красной Армии незаконно пересекли государственную границу Азербайджана и во главе с бронепоездом «III Интернационал» в 4 часа утра вошли в Баку.
В это уже утро в Москву, Ленину была направлена шифрованная радиограмма. Киров и Орджоникидзе в этой радиограмме сообщали об установ¬лении в Азербайджане советской власти и советовали Ленину обратиться к азербайджанскому народу «с небольшим приветствием общего характера». 5-го мая 1920 года была дана телеграмма Ленина с его поздравлениями азербайджанскому народу. В конце радиограммы говорилось: «Не давайте Нариманову широких полномочий. Он не заслуживает полного доверия, не до конца наш». Несмотря на это предупреждение, сформировать первое советское правительство было поручено Н.Нариманову. (Н.Нариманов-председатель, А.А.Алимов, Д.Х.Буниятзаде, М.Д.Гусейнов, А.Г.Гараев, Г.М.Мусабеков, Г.Г.Султанов). Через два дня после объявления в Азербайджане советской власти, из Баку в Россию было отправлено 1 миллион пуд нефти и нефтепродуктов.
Будучи гумметистом, Нариманов думал, что большевики спасут не только Азербайджан, но и весь Восток, но очень скоро он понял, что ошибся. Об этом свидетельствуют его письма Ленину, Сталину и своему сыну. Но было уже поздно. В Азербайджане установилась большевистская диктатура, а его богатства стали безпощадно разбазариваться. После установления в Азербайджане советской власти большевики, нарушив свое обещание, повели борьбу против мусаватистов и иттихадистов с помощью вооруженных сил Красной Армии, Военно-Революционного Комитета, Особого Отдела и АзЧК.
29 апреля 1920 года Азревкомом было принято постановление об организации Азербайджанского «Чрезвычайного Комитета бо борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности» под руководством Чураева.
На первых порах АзЧК не имел своего аппарата. Однако 18 мая 1920 года АзЧК вышел из состава XI Красной Армии и стал отдельным органом.
В разделе представлены фотографии здания, где размещался Азербайджанский Чрезвычайный Комитет в Баку в 1920-м году, его первых руководителей: Баба Алиева, Эюба Ханбудагова, Мирджафара Багирова, Новруза Ризаева, положение и структура организации. Интересно, что все вышеназванные личности, независимо от их роли в создании и укреплении большевистского правительства, подверглись репрессиям.
7 августа 1926 года АзЧК было переименовано в ГПУ (Го¬су¬дар¬ствен¬ное Политическое Управление). В разделе представлено По¬ло¬же¬ние о Государственном Политическом Управлении, ут¬верж¬ден¬ное Пре¬зи¬диумом АзЦИК 8 января 1927 года, отряды борьбы с бандитизмом в отдельных районах - Гяндже, Геокчае, Уджаре, фотографии их ру¬ко¬во¬ди¬те¬лей, а также архивные материалы, следственные дела тех лет.
С 10 июля 1934 года Государственное Политическое Управление СССР было переименовано в Народный Комиссариат Внутренних Дел СССР и была утверждена его структура. С 25 июля 1934 года так же стал называться и орган спецслужб Азербайджана. В очередном разделе представлены структура, положение этого органа, фотографии отдельных сотрудников, освещена его деятельность. В 1939 году председателем Народного Комиссариата Внутренних Дел Азербайджана был назначен Степан Федорович Емельянов. Впоследствии, говоря об этих годах, Гейдар Алиев следующим образом охарактеризовал тот период: «Абсолютное большинство людей, работавших в органах безопасности, не были азербайджанцами. Кто стоял в то время во главе НКВД? Григорян, Маркарян, Топуридзе, Борщов, Емельянов... Люди, стоявшие в те годы во главе Азербайджана, предавали свой народ. Руками людей, бывших врагами азербайджанцев, но занимавших высокие должности в этих органах, они уничтожали достойных людей Азербайджана».
И это действительно было так. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные материалы, документы следствий (в витрине следственные материалы трех расстрелянных женщин - Айны Султановой, Хадиджи Гайыбовой, Медины Гиясбейли, книга «Геноцид начинается с матерей»).
Очередной раздел экспозиции посвящен событиям 30-х годов, ставшим черной страницей в истории нашего народа и органов безопасности. Репрессии имели место и в 20-е годы, и в 40-е годы, но по своему масштабу именно 30-е годы и, особенно, 37-й год навеки остались в памяти народа. Именно 37-ой год оставил азербайджанский народ без Гусейна Джавида, Микаила Мушфига, Ахмеда Джавада, Сеида Гусейна. Теперь уже известно, что Сталин для сохранения личной власти использовал Комиссариат внутренних дел, с его помощью уничтожил тысячи людей, пользовавшихся огромным уважением в народе. Среди них были представители интеллигенции, рабочие, колхозники, видные партийные, государственные деятели, а также работники органов безопасности. Вся огромная страна напоминала военный лагерь - ГУЛАГ (главное управление лагерей).
По сведениям НКВД, за 5 лет, с 1934-го по 1939-й год только в Азербайджане было репрессировано 27458 человек. Для скорого суда над людьми составлялись особые списки. На стенде представлены фотографии, документы, архивные материалы - фотография М.Мушфига, письмо его жены Дильбер ханум, последнее письмо Г.Джавида из Сибири, необычное письмо сотрудника Госплана Рзы Хагги Шабанова, воссоздающие страшную картину тех лет.
Очередной раздел экспозиции посвящен событиям II мировой войны и деятельности в эти годы органов безопасности на фоне беспримерного героизма народа.
Как известно, рожденный в Азербайджане и считавший себя больше азербайджанцем, знаменитый разведчик Рихард Зорге с точностью указал день нападения фашистской Германии на Советский Союз. Последующие события доказали его правоту.
22 июня 1941 года 214 дивизий, 5640 танков, 10000 самолетов фашистской Германии напали на Советский Союз. Тысячи азербайджанцев вместе с представителями других народов бывшего СССР отправились на войну. Конечно, можно долго говорить о вкладе Азербайджана и азербайджанцев в общее дело. Бакинские нефтяники дали стране 23, 5 миллиона тонн нефти, 22 миллиона тонн бензина, в 1942 году в Азербайджане производились 130 видов оружия и т.д.
Однако это – тема другого разговора. Здесь же можно сказать, что многие сотрудники органов безопасности, в том числе Абдул Алиев, Фархад Алиев, Хаджар Бабаева, Абдусалам Гаджиев и др. воевали на фронте. Оставшиеся же в тылу выявили и арестовали более 200 агентов-разведчиков, окончивших различные разведшколы (Аушвиг, Люкенвальд, Замберг, Тавель, Теппель). В 1941-45-х годах ими было арестовано 37 агентов, заброшенных самолетом в тыл Советской Армии и 28 агентов-диверсантов, заброшенных на территорию Азербайджана. После вступления советских войск в Иран, органами безопасности Азербайджана в Иране были выявлено 20 агентов немецко-фашистской разведки.
Ордена и медали, газеты тех лет, образцы оружия помогают яснее представить атмосферу тех трудных военных лет.
Значительная часть экспозиции охватывает период деятельности в органах безопасности, руководства Комитетом госбезопасности и республикой общенационального лидера Гейдара Алирза оглы Алиева.
Следует сказать, что после XX съезда и исторического пленума, принявшего постановление об устранении остатков культа личности, в стране и в республике возникла новая атмосфера, возник новый взгляд на исторические события, а на исторической арене появились новые, здравомыслящие люди. Впоследствии Г. Алиев следующим образом охарактеризовал этот период: «Эти органы имеют очень сложную, трудную историю... После 1953-54-го годов в системе Государственной безопасности Азербайджана была проделана очень значительная работа, выросла плеяда значимых азербайджанских кадров, в становлении и формировании многих людей эти органы имели большие заслуги». Одним из этих значимых, честных, чистых, духовно возвышенных людей был Гейдар Алиев.
Деятельность Гейдара Алирза оглы Алиева, в 1950-м году приехавшего из Нахичевани в Баку и приступившего к работе в отделе контрразведки в Комитете государственной безопасности, прошедшего большой, сложный и почетный путь в органах от лейтенанта до генерал-майора, от рядового сотрудника до председателя КГБ, действительно, примечательна.
В 1939 году, окончив с отличием Нахчыванский Педагогический Техникум, Г.Алиев некоторое время проработал в Совете Министров Нахчывани (фото).
В 1944 году он написал заявление на имя председателя КГБ Нахчывани с просьбой о предоставлении ему возможности учиться в одной из школ КГБ. В 1945 году лейтенант Алиев завершил с отличием курсы по повышению квалификации в Баку и, вернувшись в Нахчыван, продолжал работать в КГБ. В 1948 году старший лейтенант Г. Алиев приказом председателя КГБ Емельянова был награжден юбилейной медалью в связи с 30-летием Советской Армии и флота.
В 1949-50-м годах старший лейтенант Г.Алиев учился в Ленинградской школе КГБ, завершив ее с отличием (фотографии этих лет, г.Ленинград).
С 1950 года начинается бакинский период деятельности Г.Алиева в органах безопасности. В 1956 году капитан Г.Алиев – заместитель начальника 2-го отдела КГБ Азербайджана. Именно в эти годы при его непосредственном участии и под его руководством были осуществлены операции «Дуэль», «Алагез» и «Натуралист». На стенде представлены различные документы, схемы, фотографии, даны сведения об этих операциях. Здесь же представлены образцы из его выступлений в сборниках, издававшихся в КГБ.
За 20-летнюю безупречную работу в органах безопасности подполковник Г.Алиев в 1964-1965 годах неоднократно награждался не только республиканским, но и союзным руководством КГБ.
В 1966 году полковник Г.Алиев был направлен в Москву, в Высшую Школу КГБ им. Ф.Э.Дзержинского. В 1967 году он был назначен председателем КГБ Азербайджана и по представлению Ю.В.Андропова получил чин генерал-майора.
В разделе представлены фотографии Г.Алиева вместе с его соратниками, единомышленниками – Зией Юсифзаде, Виталием Красильниковым, Ниязи Наджафовым, Абдулом Халыговым и др., даны сведения о совместно проведенных операциях «Спортсмен», «Выродок», «Армянские националисты», о мерах, осуществленных в связи с убийством в 1967 году 3-х азербайджанцев в Ханкенди. По мнению Г.Алиева: «Проблема Нагорного Карабаха была сложной проблемой. И в годы работы в КГБ, и будучи руководителем Республики, я постоянно держал эту проблему в центре внимания. Мы следили за процессами, происходившими там и не давали возможности, чтобы отдельные сепаратистские силы подняли голову или что-либо предприняли». К сожалению, после отъезда Г.Алиева из республики, эта проблема осталась без контроля и дала свои горькие плоды.
В этом же разделе представлена фотокопия обложки доклада, прочитанного в 1968 году в Киеве, в 204-ой школе КГБ генералом-майором Г.Алиевым на тему «Опыт работы по выявлению агентов среди нарушителей государственной границы из капиталистических стран», документы с его подписями.
В 1969 году Г.Алиев был избран 1-ым секретарем ЦК КП Азербайджана, а на его место был назначен В.Красильников (фото). В этой связи приказом Председателя КГБ СССР Ю.В.Андропова Г.Алиев был награжден ценным подарком и благодарностью за многолетнюю безупречную службу в органах.
Очередной раздел экспозиции знакомит с деятельностью избранного 14 июля 1969 года I-м секретарем ЦК КП Азербайджана Г.Алиева в 70-е годы. Возглавив республику, Г.Алиев неизменно держал под контролем и деятельность КГБ. Именно в эти годы при его поддержке его соратники, воспитанники - Ариф Гейдаров, Зия Юсифзаде, Абдул Халыгов, Багадур Гусейнов и др. вели серьезную борьбу против тех, кто наносил ущерб народу, государству, государственности - валютчиков, спекулянтов, взяточников, разного рода преступников. Об этом свидетельствуют представленные в разделе документы операций «Мошенник», «Акционеры», «Хитрый» и др.
С именем Г.Алиева связана и постройка нового здания КГБ, о котором Г.Алиев сказал: «Это здание - большой архитектурный памятник. Он украшает город Баку и после этого, долгие века будет служить азербайджанскому народу».
В этом разделе привлекает внимание и диаграмма, показывающая национальный состав офицерского состава КГБ в период с 1950 по 1985-е годы. Как видно из диаграммы, если в 50-е годы на 1000 человек, работавших в 50-е годы в КГБ, приходилось 400 русских, 200 армян, 100 других национальностей и лишь 300-были азербайджанцы, то в 1985 году возникла совершенно иная картина. В этом вопросе большую роль сыграл и Гейдар Алиев, который считал, что, Воспитывать кадры требует много времени, большого труда. В годы работы в КГБ и руководстве республикой, я старался воспитывать национальные кадры. Наша задача состоит в сохранении государственной независимости, национальной свободы Азербайджана и передаче ее будущим поколениям. Мы идем этим путем и, идя этим путем, добьемся новых достижений».
Очередной раздел экспозиции отображает годы руководства республикой в начале 80-х годов автором этих строк, общенациональным лидером Гейдаром Алиевым.
Представленные в разделе многочисленные материалы - фотографии, документы, книги свидетельствуют о больших созидательных делах в республике, об успехах и достижениях во всех сферах.
Здесь же даются сведения и об осуществленных в эти годы сотрудниками Комитета государственной безопасности операциях «Гаджар», «Портной», «Шантажист», «Буров» и других.
Определенное место в разделе занимают сведения о реабилитации в 1954-1996-м годах более чем 42 тысяч азербайджанских граждан, жертв сталинских репрессий.
Представленные здесь фото-документы красноречиво говорят о том, как в 1982 году прах классика азербайджанской литературы Гусейна Джавида был перевезен в Азербайджан из далекого села Шевченко Тайшетского района Сибири и перезахоронен в родном Нахичеване. А в 1996 году над могилой поэта был возведен величественный мавзолей. Прекрасный знаток творчества Г.Джавида, Г.Алиев справедливо считал, что: «Человек, не знающий литературы, культуры, музыки, истории, не может быть профессиональным сотрудником органов безопасности. В противном случае, он не сможет отделить белое от черного, плохое от хорошего, преступление от ошибки, а ошибку от преступления».
В 1985 году горбачевская перестройка открыла широкие горизонты перед армянами. Как и в начале века, они вновь разожгли межнациональную рознь и со всем рвением стали реализовывать идею о «Великой Армении» за счет земель Азербайджана. Армянские националисты НКАО, вдохновленные дашнакскими лозунгами, приняли решение о выходе из состава Азербайджанской Республики и вхождении в состав Армении. Следует отметить, что на протяжении XX века азербайджанцы трижды изгонялись, депортировались из Армении, с исконных мест проживания - в 20-е, 40-е и в 80-е годы. В 1988 году из Армении насильственным путем были изгнаны более 200 тысяч азербайджанцев. Многие погибли от холода и стужи на снежных перевалах. Бесчинства имели место и на территории самого Азербайджана, в Нагорным Карабахе, в прилегавших к нему районах, в Баку. Взрывались мосты, автобусы, машины, гибли невинные дети, старики, женщины.
В августе того же года председателем КГБ был назначен Иван Иванович Гореловский и с этого времени в истории органов начался новый трагический период. Характеризуя этот период, Г.Алиев справедливо отметил, что «Гореловский и его льстивое окружение вместе с ним приведшие азербайджанский народ к поражению в Карабахском вопросе, стали разрушать эти органы».
В ночь с 19-го на 20-е января 1990 года, обвинив Баку и азербайджанцев в армянских погромах, заранее запланированных и, как по сценарию, осуществленных провокаторами, в Баку были введены русско-армянские войска и учинен кровавый террор над безоружным населением. В результате этой акции в Баку и его районах были убиты 131 человек, ранены 744 человека, незаконно арестованы 841 человек. Народ выразил свой протест против этой акции сожжением партбилетов.
Из приведенной в разделе хроники МНБ о некоторых актах террора и провокаций, имевших место в Азербайджане за 1989-1994-е годы, видно, что в результате многочисленных провокаций, взрывов, поджогов и т.д. за этот период в Азербайджане погибло более 2 тысяч человек гражданского сословия.
Вследствие того, что борьба с армянским фашизмом не велась на высоком государственном уровне, после 1990 года в Азербайджане развязалась широкомасштабная война. |
Комментарии
Отправить комментарий