Институт пограничных представителей - Погранкомиссаров

Институт пограничных представителей /


Пушмин, Э. А.
Институт пограничных представителей /Э. А. Пушмин
.
//Правоведение. -1972. - № 3. - С. 117 - 121
Институт пограничных представителей - своеобразная
форма урегулирования межгосударственных разногласий по
пограничным вопросам.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА - ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
- ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ -
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - ТЕРРИТОРИЯ

  • Статья находится в издании «Правоведение.»


  • Материал(ы):
    • Институт пограничных представителей.
      Пушмин, Э. А.
      Институт пограничных представителей
      Э. А. Пушмин, кандидат юридических наук
      Институт пограничных представителей — своеобразная форма урегулирования межгосударственных разногласий по пограничным вопросам — относится к числу наи­менее изученных в международноправовой науке. Его исследование не выходит пока за рамки отдельных высказываний в учебных курсах международного права и некото­рых монографиях.1 Между тем данный институт подробно регламентирован в совет­ском законодательстве и международных договорах и соглашениях, заключенных СССР, а абсолютное большинство пограничных споров и инцидентов в практике Со­ветского государства было урегулировано с помощью пограничных представителей.
      Идею создания особых органов на границе — комиссий пограничных комиссаров Советский Союз выдвинул в 20-х годах. Задачей комиссий было расследование погра­ничных инцидентов и их ликвидация. Создавалась возможность оперативного разрешения споров на границах без обращения к дипломатическим каналам. Эта инициати­ва нашего государства нашла отклик в соседних странах, а затем и в международно-правовой практике.
      Обращение к пограничным представителям для урегулирования мелких погранич­ных конфликтов (в том числе хозяйственного значения) и инцидентов впервые пред­усмотрено в Соглашении между СССР и Польшей о разрешении пограничных конфлик­тов от 3 августа 1925 г. По этому Соглашению советскими пограничными представите­лями являлись начальники соответствующих пограничных отрядов Государственного Политического Управления. Постановления представителей двух сопредельных государств были обязательными для обеих сторон. Спорные же вопросы, по которым не достигалась договоренность, переносились на рассмотрение ведомств иностранных дел каждой страны.2
      Летом 1925 г. СССР и Персия пришли к принципиальному согласию о назначении пограничных комиссаров с каждой стороны.3 14 августа 1927 г. в результате обмена нотами между правительствами СССР и Персии был решен вопрос об учреждении должностей пограничных комиссаров в обоих государствах. Предусматривалось назна­чение на протяжении общей границы по пяти пограничных комиссаров от той и другой стороны «в целях предупреждения всякого рода инцидентов, а также скорейшего раз­решения возникших инцидентов». В то же время устанавливалось, что «упомянутые комиссары никоим образом не являются компетентными в решении разногласий, свя­занных с определением границ и территориальными вопросами, и не имеют права со­ставления соответствующих протоколов по этим вопросам».4
      Всего в 20—30-е годы СССР заключил семь соглашений с пятью государствами (Польшей, Персией, Турцией,5 Афганистаном,6 Китаем7) об урегулировании погранич­ных споров и инцидентов с помощью пограничных комиссаров.
      Правовое положение и компетенция пограничных комиссаров наиболее подробно разработаны в советско-турецкой конвенции о порядке рассмотрения и разрешения по­граничных инцидентов и конфликтов от 15 июля 1937 г., действующей и поныне. Кон­венция наделяет пограничных комиссаров полномочиями по расследованию и рассмот­рению пограничных инцидентов и конфликтов. Установлено количество пограничных комиссаров и их заместителей (по четыре от СССР и по два от Турции) и определены районы деятельности этих лиц; регламентированы порядок перехода через границу, ведение заседаний, оформление документов и т. п. Решения, принятые пограничными комиссарами единогласно, обязательны для сторон. Вопросы, по которым соглашение не достигается, передаются на рассмотрение в дипломатическом порядке.
      К началу второй мировой войны институт пограничных комиссаров можно счи­тать полностью сложившимся. Закрепление в международном праве принципа мирного разрешения международных споров — одно из значительных достижений советской дипломатии.
      Новое развитие институт пограничных комиссаров получил в послевоенный пе­риод. Советский Союз заключил двусторонние договоры и соглашения о порядке уре­гулирования пограничных вопросов со всеми соседними странами.
      Важнейшим внутригосударственным актом, регламентирующим правовое поло­жение пограничных представителей, является Положение об охране государственной границы Союза Советских Социалистических Республик, утвержденное Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 5 августа 1960 г. Ст. 24 Положения гласит: «Для обеспечения выполнения соглашений по вопросам режима государственной границы, содействия и выполнения других соглашений Союза ССР с сопредельными сторонами по пограничным вопросам, а также урегулирования пограничных инцидентов, возни­кающих на государственной границе Союза ССР, из офицеров пограничных войск назначаются пограничные представители Союза ССР (пограничные комиссары, погранич­ные уполномоченные, их заместители и помощники).
      Пограничные представители Союза ССР в своей работе руководствуются законо­дательством Союза ССР, соглашениями Союза ССР с другими государствами по по­граничным вопросам и специальными инструкциями».8
      В указанном Положении понятие «пограничный представитель» определено ши­ре, чем раньше, и вызвано это, в первую очередь, образованием мировой системы со­циализма ц установлением между странами социалистического содружества качествен­но новых социалистических принципов взаимоотношений.9 Пограничными комиссарами именуются офицеры пограничных войск на участках границы СССР с сопредельными капиталистическими государствами, пограничными уполномоченными — пограничные представители на участках границы с социалистическими странами. Последние при­званы способствовать укреплению и защите общих государственных интересов стран социалистического содружества на границах.
      В литературе институт пограничных представителей либо отождествляется с институтом пограничных комиссаров,10 либо о пограничных комиссарах и уполномочен­ных упоминается, но не указывается различие между ними.11
      Институт пограничного представительства включает пограничных комиссаров или уполномоченных, их заместителей и помощников, а также секретарей и переводчиков.
      Участки деятельности пограничных представителей, их число, расположение оп­ределяются в специальных приложениях к договорам и соглашениям по пограничным вопросам. Согласно протоколу к Договору о режиме советско-финляндской государст­венной границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов от 23 июня 1960 г. функционируют шесть пограничных комиссаров со стороны СССР и четыре — со стороны Финляндии. На основании протокола к Договору о режиме советско-поль­ской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам от 15 февраля 1961 г. на соответствующих участках государственной границы действуют пять пограничных уполномоченных от СССР и шесть — от Польской Народ­ной Республики. На участках государственной границы СССР, где нет специально на­значенных пограничных представителей, их функции выполняют командиры погранич­ных войск, действующие на основании особых указаний.
      Пограничные представители и их заместители назначаются Правительствами СССР и соответствующих государств и снабжаются письменными полномочиями, ко­торые в нашей стране выдаются Начальником пограничных войск СССР. Пограничные представители имеют право назначать необходимое число помощников, а также при­влекать экспертов.
      Пограничные представители СССР призваны: своевременно предупреждать по­граничные инциденты, а при их возникновении принимать меры к расследованию и быстрейшему их урегулированию; осуществлять контроль за соблюдением сторонами правил, установленных договорами, конвенциями, соглашениями по пограничным во­просам, и своевременно принимать меры по предупреждению нарушений договорных положений; защищать хозяйственно-бытовые интересы советских границ; обеспечивать точное выполнение соглашений по пограничным вопросам учреждениями, организация­ми и отдельными гражданами пограничной полосы Союза ССР.
      Задачи, права и обязанности пограничных представителей определяются двусто­ронними соглашениями и конвенциями СССР с иностранными государствами. Можно, например, сослаться на ст. 29 Договора о режиме советско-финляндской государствен­ной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г.12
      Анализ двусторонних соглашений и конвенций СССР, заключенных с иностранны­ми государствами, Положения об охране государственной границы Союза ССР и дру­гих нормативных актов позволяет выделить основные права и обязанности погранич­ных представителей. Последние имеют права: вести переписку с пограничными пред­ставителями сопредельных государств по вопросам, связанным с их деятельностью; переходить в условленных пунктах через границу на территорию сопредельного госу­дарства с сопровождающими лицами по установленным документам (пограничные представители и сопровождающие их лица на территории сопредельного государства пользуются правом экстерриториальности); во время пребывания на сопредельной тер­ритории поддерживать письменную связь со своим командованием.
      Пограничные представители не правомочны рассматривать и разрешать вопросы об изменении прохождения линии государственной границы и о принадлежности тер­ритории, о сооружении новых пограничных знаков, не предусмотренных соглашения­ми. Разрешение этих, как и других особо серьезных вопросов, входит в компетенцию Правительства СССР.
      Пограничные представители обязаны: постоянно быть в курсе событий, происхо­дящих на границе, и поддерживать нормальные взаимоотношения с пограничными вла­стями соседних государств; знать свое законодательство, договоры, соглашения, кон­венции с сопредельными государствами по пограничным вопросам; знать прохождение государственной границы на местности и по документам; знать и уважать права и обы­чаи народа сопредельного государства.
      Остановимся на двух основных задачах пограничных представителей — расследовании пограничных конфликтов и инцидентов и рассмотрении и разрешении их.
      Целью расследования является точное установление времени, места, всех обстоя­тельств, при которых возник инцидент, и лиц, виновных в его возникновении. Рассле­дования делятся на односторонние, проводимые пограничными представителями на своей территории, и совместные, проводимые представителями обеих сторон.
      Одностороннее расследование—это выявление одной стороной обстоятельств возникновения пограничного инцидента и сбор сведений и вещественных доказательств для обоснования претензии, направляемой представителю сопредельной стороны. Такие расследования производятся лично пограничными представителями или их заместите­лями.
      Советские пограничные комиссары или уполномоченные, которые производят рас­следование, должны: установить всех лиц, причастных к расследуемому инциденту (виновных, потерпевших, свидетелей), тщательно допросить их, занести показания в протокол допроса, прибегая в отдельных случаях к помощи прокурора и представите­лей советских органов; выявить все вещественные доказательства, имеющие отношение к данному инциденту, принять меры к их сохранению; при необходимости провести экспертизу, используя для этого помощь экспертов и специалистов; составить схему района происшествия, на которую нанести все, что сохранилось к моменту расследо­вания в районе инцидента и что указывает на обстоятельства и ход дела.
      Совместное расследование производится по обоюдному решению пограничных представителей или по предложению одного представителя при согласии другого. Ру­ководит совместным расследованием та сторона, на территории которой оно произво­дится. Расследование может быть полным или частичным; оно производится только на границе и в пограничной полосе в пределах, указанных в двусторонних соглашени­ях. Так, согласно Конвенции о порядке рассмотрения и разрешения пограничных ин­цидентов и конфликтов между СССР и Турцией пограничные комиссары обеих сторон могут производить совместное расследование только в пределах трехкилометровой по­лосы по обе стороны от линии государственной границы. Порядок совместного рассле­дования определяется представителями в каждом случае и оформляется протоколом.
      Совместные расследования, проводимые пограничными представителями, не сле­дует рассматривать как судебное следствие или подобное ему действие, входящее в компетенцию судебных или административных органов каждой стороны.
      После расследования пограничные комиссары или уполномоченные принимают на совместных заседаниях меры к рассмотрению и разрешению инцидентов. На заседа­ниях, кроме пограничных представителей, имеют право присутствовать секретари и переводчики, а в отдельных случаях — помощники (заместители), на участке которых возник рассматриваемый инцидент или проходит заседание, а также эксперты, свиде­тели, потерпевшие, виновные, которые за отсутствием надобности удаляются с засе­дания. Решив вопрос о представительстве сторон, пограничные комиссары или уполно­моченные переходят к выработке повестки дня совместного заседания, после чего про­исходит обсуждение намеченных вопросов.
      Если пограничные представители приходят к единому мнению по обсуждаемому вопросу, они принимают решение и записывают его в протокол. Конфликты и инци­денты, по поводу которых пограничные представители обеих сторон не пришли к соглашению, передаются на разрешение в дипломатическом порядке. Пограничные представители могут также приостановить рассмотрение вопроса, чтобы затем вновь вернуться к нему, или ограничиться занесением мнений каждой стороны в протокол.
      Дела о неурегулированных пограничных конфликтах или инцидентах передаются на рассмотрение в дипломатическом порядке каждой стороной в свои дипломатические органы самостоятельно.
      В то же время конвенции и договоры СССР с иностранными государствами по пограничным вопросам устанавливают, что передача вопроса на рассмотрение -в дип­ломатическом порядке не исключает его вторичной передачи на разрешение погранич­ным представителям.
      Совместные постановления пограничных представителей являются обязательными и окончательными для сторон и вступают в силу с момента подписания протокола по рассмотренному вопросу. Пограничные представители обязаны в кратчайший срок со­общить друг другу о принятых ими мерах по выполнению совместных решений.
      Если говорить о юридической квалификации института пограничных представите­лей, то, очевидно, его нельзя рассматривать как самостоятельное международноправовое средство мирного разрешения международных споров, поскольку в этом качест­ве указанный институт не закреплен ни в ст. 33 Устава ООН, ни в других междуна­родных актах. Это, скорее всего, вспомогательное средство оперативного характера, сочетающее в себе черты отдельных мирных средств разрешения международных споров. Но каких именно?
      В советской международноправовой литературе наиболее распространено мнение о том, что институт пограничных комиссаров или уполномоченных есть своеобразная форма согласительной процедуры для урегулирования пограничных инцидентов и кон­фликтов.13
      «Специфическим видом согласительных комиссий,— пишут, например, Ф. И. Ко-, жевников и Г. В. Шармазанашвили, — является институт пограничных комиссаров, вы­двинутый и внедренный в международноправовой обиход советской дипломатической практикой».14 М. В. Яновский подчеркивает, что «институт пограничных комиссаров — это согласительная процедура для разрешения пограничных инцидентов и споров».15
      Только А. М. Ладыженский и И. П. Блищенко считают, что институт погранич­ных комиссаров относится к следственным комиссиям.16 Пограничные представителя .действительно производят расследование пограничных конфликтов и инцидентов. Од­нако их задача этим не ограничивается. В процессе дальнейшей работы они на совме­стных заседаниях принимают меры и к разрешению имевшего место конфликта или инцидента, что сближает эту форму урегулирования с согласительной процедурой. Расследование — лишь часть общей задачи пограничных представителей по мирному урегулированию того или иного инцидента. Но это не означает, что исключена воз­можность полного его улаживания на данной стадии.
      В то же время институт пограничных представителей вряд ли можно целиком отнести к согласительной процедуре в ее традиционном, классическом виде, поскольку в урегулировании инцидента или конфликта принимают участие на паритетных началах лишь представители спорящих сторон. Специфика этого института состоит также в том, что объектом его применения являются не все межгосударственные разногласия, а лишь пограничные конфликты и инциденты локального характера. Споры о принадлеж­ности территории, прохождении линии государственной границы в компетенцию погра­ничных комиссаров не входят. В отличие от международных согласительных комиссий, рекомендации которых для сторон имеют факультативное значение, согласованные решения пограничных представителей, исчерпывающие данный инцидент, являются окончательными и обязательными.
      Таким образом, пограничные представительства по своему составу, характеру ра­боты и решения конфликтов имеют много общего с институтом непосредственных переговоров на недипломатическом уровне. Институт пограничных представителей сходен и с согласительной процедурой,  особенно в ее смешанном, т. е. двустороннем  виде, применяемой в договорной практике Советского государства.
      Институт пограничных представителей — специфический вид согласительной про­цедуры для урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов и в то же время — особая разновидность непосредственных переговоров между сторонами.

      1См.: А.М. Ладыженский, И.П. Блищенко. Мирные средства разреше­ния споров между государствами. М., Госюриздат, 1962, стр. 87—88.— Несколько под­робнее институт пограничных комиссаров охарактеризован в книге Б.М. Клименко «Государственные границы — проблема мира» (М., Изд. «Международные отноше­ния», 1964, стр. 106—114).
      2См.: Документы внешней политики СССР, т. VIII.  М., Госполитиздат, 1963, стр. 465—467.— В связи с этим неточно сложившееся в литературе мнение, будто возникновение данного института относится к концу 20-х годов  (см.: Советское государство и международное право. М., Изд. «Международные отношения»,  1967,  стр. 212; Курс международного права, т. IV. М., Изд. «Наука», 1968, стр. 366; Международное право. М., Изд. «Юридическая литература», 1970, стр. 474).
      3См.: Документы внешней политики СССР, т. IX. М., Политиздат, 1964, стр. 638.
      4Документы внешней политики СССР, т. X. М., Политиздат, 1965, стр. 357—360.
      5См.: Документы внешней политики СССР, т. XI. М., Политиздат, 1966, стр.467—471; см. также: Собрание действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен­ных СССР с иностранными государства-ми, вып. X. М., Госполитиздат, 1955, стр. 32—44.
      6См : Документы внешней политики СССР, т. XV. М., Политиздат, 1969, стр.519—526.
      7См.: Документы внешней политики СССР, т. XVI. М, Политиздат, 1970, стр. 208—209.
      8СЗ СССР 1938—1967, т. I. M., 1968, стр. 664—665.
      9О социалистических международноправовых принципах см.: Р.Л. Бобров. Основные проблемы теории международного права. М., Изд. «Международные отно­шения», 1968, стр. 268—270; Г. И. Тункин. Теория международного права. М., Изд. «Международные отношения», 1970, стр. 483—506.
      10См.: А.П. Мовчан. Мирные средства разрешения международных споров. М.,  1957, стр. 18; М.В. Яновский. Мирные средства разрешения международных споров. Ташкент, 1957, стр. 19; Курс международного права, т. IV, стр. 366; Между­народное право. М., Изд. «Юридическая литература», 1970, стр. 474.
      11См.: А.М. Ладыженский, И.П. Блищенко,  ук.  соч., стр. 88; Б.М. Клименко, ук. соч., стр. 106; В.И. Лисовский. Международное право. М., Изд. «Высшая школа», 1970, стр. 374.
      12Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXI. М., Политиздат, 1967, стр. 37—38.
      13См.: Ф.И. Кожевников. Учебное пособие по международному публичному праву  (очерки).  М.,  Юриздат, 1947, стр. 196;  А.П. Мовчан,  ук.  соч.,  стр.  17; В.М. Клименко, ук. соч., стр. 106; Курс международ-ного права, т. IV, стр. 366; Международное право. М., Изд. «Юридическая литература», 1970, стр. 474; В.И. Ли­совский, ук. соч., стр. 370—371.
      14Советское государство и международное право. М., Изд. «Международные отношения», 1967, стр. 212.
      15М.В. Яновский, ук. соч., стр. 19.
      16А.М. Ладыженский, И.П. Блищенко, ук. соч., стр. 87.
    Информация обновлена:23.12.2003

    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы
      

    Комментарии

    1. Bu material, o birilər kimi, oxuyub elmi əsaslarla sərhəd mühafizəsini həyata keçirmək istəyənlər üçündür.

      ОтветитьУдалить

    Отправить комментарий

    Популярные сообщения из этого блога

    Глава четвертая Служба пограничных нарядов

    Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

    Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами